Fandom

Ultras Wiki

Fiery Power (фирма)

1,239pages on
this wiki
Add New Page
Comments0 Share

Первые признаки формирования организованного воронежского фан-движения новой волны возникли в конце 1996 года и вполне логично совпали с выходом "Факела" в Высшую лигу. Тем не менее, правильнее сказать, что история "Fiery Power" берёт своё начало с первых игр сезона 1997 года.

Родоначальниками движения стали Ёж, Лохматый и Психолог. В тоже время был сделан баннер FUCKЕЛ, получивший широкую известность в стране благодаря своей оригинальности.

Организованная выездная деятельность началась с поездки в Москву на Торпедо в июне 1997 года, куда приехало 10 человек. А первые фанатские шарфы (“розы”) Fiery Power появились в начале осени 1997 года. Они получили сине-бело-красную расцветку, эти цвета стали цветами фанатов Факела. В 1997 году благодаря возникшему Клубу любителей футбола были осуществлены массовые выезда в Москву, Волгоград, Ярославль. Молодое фанатское движение получило толчок к развитию и стало набирать обороты. Вылет Факела в 1997 году из Высшей лиги не остановил этот процесс.

С начала сезона 1998 года домашний фанатский сектор на Восточной трибуне становится постоянным явлением. Появляются самодельные баннеры. Спрос рождает предложение, вслед за первой партией “роз” появляются новые, уже изменённой версии. Особенно кстати оказалась крупная партия шарфов, сделанная в Турции, надолго обеспечившая потребности фанатов. Выпускаются также значки и бейсболки с эмблемой Факела и Fiery Power. На секторе собирается до ста и более человек.

Стоит отметить, что в то время Интернет только-только собирался входить в нашу повседневную жизнь, поэтому получение какой либо информации было сопряжено с определёнными трудностями. В какой-то мере новости доходили через официальную прессу – столичные фанаты то и дело напоминали о себе крупными столкновениями, которые со смаком описывали журналисты, тема отечественного футбольного фанатизма стала актуальной и модной. Но эта информация была, всё-таки, сильно искажена, требовалось живое общение.

В то время группировки фанатов стали возникать во многих провинциальных городах России. Crazy Fliers (Кристалл, Смоленск), Red-Black Trains (Локомотив Нижний Новогород), Газовая Гангрена (Газовик-Газпром) первыми познакомились с воронежцами и стали друзьями Fiery Power. Закидавшие камнями автобус воронежских фанатов поклонники Раменского Сатурна стали первыми врагами. Позднее приехавшие в Воронеж несколько раменчан утверждали, что автобус забросали камнями совершенно левые люди, но негатив в отношениях был заложен.

В целом же политика Fiery Power предполагало дружеские, или, по крайней мере, нейтральные отношения с теми, кто не желал зла воронежцам. Приезжающих фанатов встречали, общались с ними, показывали город, вместе выпивали, после игры, при необходимости, размещали гостей на ночлег. Не удивительно, что тоже самое ждало выездных фанатов Fiery Power в других городах. Это соответствовало атмосфере провинциального фанатизма и считалось естественным.

С 1998 года началась стабильная выездная деятельность за Факел. Организованная поддержка была обеспечена Факелу на 12 выездных матчах. В дальние города добиралось 5-10 человек, в соседний Липецк выехало несколько сотен воронежцев. Массовость выездов удавалось обеспечить только с помощью автобусов, которые в сезоне-98 организовывались лишь несколько раз. Все остальные выезда пробивались на перекладных, что тоже было характерно для провинциальных фанатов конца 90-х годов. В основном фанатами были молодые люди - школьники и студенты, с соответствующим уровнем дохода, в провинции тогда мало кто мог похвастаться большими заработками. С другой стороны, молодёжь привлекала сама суть экстремальных путешествий. Электрички, вписки в поезда без билетов, автостоп, товарные поезда – все это позволяло ездить на дальние расстояние практически бесплатно. Поездки не требовали много денег, но могли затянуться на неделю и более. Выездная часть Fiery Power составляла два-три десятка человек. Выездная активность воронежцев в 1998 году, наравне с фанатами Смоленска, Ижевска и Нижнего Новгорода стала одной из лучших в дивизионе.

Не менее важным атрибутом фанатской группировки был фанзин, самиздатовский фанатский печатный орган. В зависимости от средств, которые могли привлечь фанаты, фанзины были самого разного объёма и качества. Первый печатный орган воронежских фанатов (не считая выпускаемой в конце 1998 - начале 1999 годов газеты Клуба любителей футбола “Футбольный клуб”) увидел свет 16 августа 1998 года. Он также получил имя Fiery Power и представлял собой сложенный пополам листок А4. Фанзин был создан совместными усилиями Лохматого и пресс-службы Факела. Также активную роль в его создании сыграл Гаррисон. Будучи сам воронежцем, студенческие годы он провёл в Москве, получил фанатский опыт из первых рук и внёс немало полезного в процесс развития Fiery Power. Несмотря на уже упомянутую трудность с сетью Интернет, в конце 1998 года появилась возможность продвинуться и в этом направлении. К Fiery Power присоединился молодой человек, который каким-то образом подключался к сети. Вскоре он стал известен среди воронежских фанатов как Интернет. Он и сделал первую попытку создать сайт фанатов Факела, разместив на нём кое-какие материалы из фанзинов и фотографии. Прошло совсем немного, и сайт по неведомым причинам перестал функционировать. Интернет так и не смог его восстановить, так как сам потерял возможность выходить в сеть. От этой истории осталось лишь его прозвище, которое удачно прижилось.

Взаимодействие Fiery Power и руководства ФК Факел носило неоднозначный характер. Неудачное выступление Факела в сезонах-97,98 вызвало массу недовольства и требование смены руководства клуба. Fiery Power приняла самое активное участие в сборе подписей под письмом руководству области с требованием навести порядок в клубе. Или что стоит акция протеста на домашнем матче с Кубанью, когда после того, как клуб кинул фанатов с обещанным автобусом на выезд в Смоленск, на фанатском секторе, да и на Востоке, стояла тишина, прерываемая речёвками негативного содержания в адрес руководства клуба. А уж “странные матчи” по ходу сезона вызывали шквал критики в сторону руководства клуба. С другой стороны, в отношениях были и положительные моменты. Кроме помощи в создании фанзина, осуществляемую пресс-центром клуба, следует отметить финансовую помощь на выездах. А в конце сезона 1998 года с помощью клуба фанатам было выделено помещение под Восточной трибуной.

Зима 1998-99 прошла очень активно. Еженедельные сборы в выделенном помещении, сборы в “Пельменной” на Пушкинской. “Пельменная” стала в то время практически культовым местом, очень удобным для встреч во всех отношениях… Правда, на помещение периодически происходили покушения с целью отнять комнатушку и усадить там кого-нибудь работника стадиона, в итоге фанатов из-под Востока всё-таки изгнали… А ещё народ выплёскивал свою энергию на хоккее, где собирался сектор в несколько десятков человек, причём фанатов стали пускать на игры бесплатно. Был даже совершён выезд за ХК Воронеж в Пензу (это был ответный визит к фанатам Дизелиста, которые до этого посетили Воронеж, и любители экстремальных путешествий из числа Fiery Power не смогли отказать себе в удовольствии совершить выезд в морозном феврале…) и в Липецк.

Фан-вестник Fiery Power продолжает выходить и зимой, к домашним хоккейным играм. Пока это по-прежнему сложенный пополам листок А4.

Не менее важным итогом межсезонья стоит считать разработку герба Fiery Power. Он стал официальным гербом группировки воронежских фанатов и изображался на транспарантах, майках и т.д. Герб был раскрашен в цвета Андреевского флага, как напоминание о том, что Воронеж является колыбелью русского флота, на нём был изображён горящий факел в форме буквы «Ф» и ленточка с надписью “Этот огонь никогда не погаснет”.

А в клубе, тем временем происходят революционные перемены. Смена руководства и задача на сезон не могли не радовать. Отношения с клубом выходят на новый виток. Очень много для этого сделал новый пресс-атташе клуба Владислав Семёнов. Сам в прошлом фанат, он как никто другой понимал важность поддержки команды с трибуны как дома, так и на чужом стадионе. Практически любой вопрос между клубом и Fiery Power решался именно через него. На выезде он встречал приехавших фанатов, организовывал им питание и материальную поддержку, при необходимости, бесплатный проход на стадион. В его статьях о прошедших матчах всегда находилось место, чтобы упомянуть, например, про выездные успехи воронежских фанатов. Бесплатный проход на стадион для фанатов стал одной из первых договорённостей между фанатами и руководством клуба. С целью идентификации фанатов в межсезонье разрабатываются и вводятся в действие членские билеты Fiery Power. Эту договорённость руководство клуба выполнило и даже на самые аншлаговые матчи фанаты проходили на Восточную трибуну стадиона бесплатно.

Клуб изготовил полотнище размером 3 на 8 метров с надписью Факел Воронеж. Спрыгнувший с вертолёта на стадион перед матчем открытия сезона парашютист спустил этот баннер на поляну стадиона Профсоюзов, после чего баннер был сразу передан на фанатский сектор. Сезон начался.

Фанзин, выпущенный к первой игре, стал 14-ти страничным. На стадионе появляется волна, которая, конечно же, зарождается на фанатском секторе. Команда безостановочно побеждает. Первый же выезд в [[®???? Астрахань] становится массовым, на поездку организовывается целый автобус.

1999 год стал годом максимального расцвета и начала заката Fiery Power. Популярность фанатизма растёт, человек в фанатском шарфе перестаёт быть редкостью на улицах Воронежа. Иначе и не могло быть – дела команды резко пошли в гору. Цифры, отражающие количество людей на выездах вполне можно было соотносить с выездной активностью фанатов играющего в 1999 году в 1 лиге московского Торпедо-Зил.

Летом 1999 года уходит в армию активный участник движения Гаррисон. Информационная политика окончательно переходит к Физику. К этому времени он поддерживает контакты со многими фанатами клубов Первой лиги, активно участвует в создании фанзина и прочей организационной деятельности. Именно он задаётся целью возобновить функционирование фанатского сайта.

Состоялась встреча с разработчиками создаваемого в то время первого официального сайта Факела. Разработчики получили массу фотографий и материалов из фанзинов. Однако это почти ничего не дало. На официальном сайте, который вскоре просто заглох, появился лишь раздел “Болельщики”, где содержалось десять строчек текста, герб FP и фотография… Кстати, это сайт (http://fakel.vrn.ru) существует и поныне. Естественно, сделанный сайт смотрело руководство клуба и описание выездов вряд ли вызвало бы их бурный восторг. Однако мысль о создании сайта не оставляла идеологов Fiery Power. Внимание было обращено на появившуюся неофициальную страницу, которую вёл А. Сенченко. Он принял предложенные материалы и разместил их на своём сайте без всяких изменений. Существовали разделы “Выезда”, “Фотографии”, “Кричалки”, “Объявления”, с самой свежей информацией.

По ходу сезона происходит интересный процесс – через некоторое время после начала сезона фанаты переходят на Южную трибуну. Там формируются сектор. Цель – планируемый резкий прирост численности фанатов за счёт молодёжи, которая, не имея возможности получить членские билеты Fiery Power из-за отсутствия каких либо заслуг и ходить бесплатно на Восток, проявляла активность на Юге, куда билеты стоили очень дешево. Прирост произошёл, но достаточно вялый. Зато появились проблемы с милицией, которой почему-то сразу не понравился сектор на южной трибуне. В первую очередь это выразилось в трудностях с проходом на сектор, вплоть до того, что милиция просто отказывалась пускать фанатов на стадион. Для разрешения ситуации постоянно приходилось обращаться к помощи Влада Семёнова, но даже его вмешательство не смогло окончательно нормализовать ситуацию. В итоге около 100 человек остаётся на Юге, а примерно 50 возвращается на Восток.

Естественно, это не могло сказаться положительно на качестве поддержки Факела. Да и сама поддержка стала ухудшаться. Всерьёз выдвигалась мысль строго нормировать дозу потребляемого перед игрой алкоголя. В целом же становилось ясно, что Fiery Power уже не просто объединение фанатов Факела, в состав группировки входят всё более разные люди. Одна из идей, возникших в это время – создание организации фанатов, куда войдёт узкий круг людей, заинтересованных в развитии воронежского фанатизма. Fiery Power же планируется превратить в своеобразный фильтр для отбора людей, который включит в себя достаточно большую часть стадиона. Так же всё чаще идут разговоры о том, что фанаты должны быть более радикальными. Пока – только разговоры.

Появились первые представления о фанатской моде. До этого, кроме атрибутики, никаких особых требований к фанатскому внешнему виду не предъявлялось. В ходу были бомберы, джинсы, но это не мешало многим одеваться как вздумается, а вздумывалось им так, что сними эти люди атрибутику, и отличить их от гопников стало бы проблематично… Стильные фанатские лейблы стали постепенно входить в жизнь, несмотря на их относительную дороговизну, те, кому средства не позволяли приобретать новую одежду, успешно затаривались в секонд-хендах. Безоговорочным ориентиром здесь, естественно, служили московские коллеги.

Уже упомянутая радикализация фанатского движения проявлялась постепенно, впрочем, в Москве околофутбольные столкновения фанатов давно стали обычным делом. Не могло это не повлиять и на Воронеж. Например, в конце 1999 года появились “розы” VORONEZH ULTRAS. Но если подобные “розы” были лишь чисто внешним проявлением, то изменение фанатского мышления было куда более серьёзным процессом.

Событием, окончательно переменившим психологию воронежских фанатов и ставшим одним из ярких этапов распада Fiery Power, можно считать столкновение воронежских фанатов со спартачами на хоккейном матче ХК “Воронеж” - ХК “Спартак” в начале декабря 1999 года. Подобного в жизни воронежцев ещё не было, и вызвало бурный резонанс и в Воронеже, и в Москве. Группировка начала распадаться. Тем не менее, история ещё не заканчивалась. В межсезонье 1999-2000 программисты Александр и Fakel Fans создали новый сайт ФАКЕЛА (в настоящее время http://www.fc-fakel.ru). Естественно, вскоре произошла встреча активистов Fiery Power с его создателями и появилась свежая информация от воронежских фанатов. Но сотрудничество продолжалось недолго, и в этот раз прервалось по вине самих людей, предоставляющих материал. Дело в том, что появился фанат Милтон, который пожелал лично разработать фанатскую страницу. Так возник сайт http://fakelfans.al.ru. Вскоре на нём появилась первая фанатская гостевая книга, так как раньше и болельщики, и фанаты общались на одной гостевой, что создавало ряд неудобств.

Несмотря ни на что, Fiery Power вел себя достаточно активно. По городу появились листовки, призывающие молодёжь присоединяться к фанатскому движению. Результат был отмечен уже на первом матче. Были сделаны новые членские билеты, начался сбор членских взносов на нужды группировки. Сектор перемещается на Южную трибуну, под табло. Сейчас любой посетитель стадиона Профсоюзов может увидеть на этом (третьем) секторе дополнительные боковые ограждения и, до последнего времени, большое количество милиционеров, хотя сектор давно пустует. Выход в элитный дивизион не прошёл для фанатизма даром, численность сектора значительно увеличилась. Оптимистически настроенные лидеры Fiery Power реально оценивали планируемый прирост фанатов на секторе до 500 человек к концу сезона-2000, хотя на практике все получилось гораздо скромнее.

В фанзине Fiery Power, выпущенном к началу сезона, были опубликованы проект Устава фанатской группировки и Правила для членов Fiery Power, или негласные законы сектора. Всё это говорит о том, что Fiery Power продолжала существовать.

Начало сезона ознаменовалось уходом из фанатизма по семейным обстоятельствам основателя группировки Лохматого. К этому времени он сильно утратил контроль за сектором, и оставался лидером скорее номинально. Но его роль в движении всегда была огромна, его уход стал одной из причин угасания группировки.

Но, опять же, жизнь продолжилась. Интересный факт - стать новым лидером желающих практически не нашлось. Да и не чем уже было руководить. Fiery Power рассматривалась уже как первый шаг начинающего фаната, слабо продвинутую часть фанатского сектора в лучшем случае. Условным лидером сектора вызвался быть Дракон, который не задолго до этого вообще громогласно объявил, что членом Fiery Power больше не является по идеологическим причинам. Его функциями, в основном, стало взаимодействие с руководством клуба по некоторым вопросам.

Таким образом, можно констатировать, что 2000 год стал завершающим для фанатской группировки Fiery Power. В движении возник раскол, появились идеи, не совместимые с политикой Fiery Power. К приоритету фаната – поддерживать команду на трибуне, постепенно прибавились и стали неотъемлемой частью новые цели - отстаивать честь своего города за пределами стадиона. Фанатизм перестал быть дружелюбным. В чём даже самые недальновидные убедились в конце 2000 года, когда недавние друзья - смоляне объявили воронежским фанатам войну.

Скорее по инерции, продолжал выходить фанзин Fiery Power. Причём достаточно успешно. После ухода Лохматого, фанзин был подхвачен энтузиастами. Новый главный редактор, благодаря уже упомянутому Милтону, у которого уже был компьютер и Нилу, у которого компьютер вскоре появился, взялся за дело, и фанзин не только продолжил выходить, но и значительно увеличился в объёмах, стал более содержательным и интересным. Последний номер журнала вышел в декабре 2001 года – формат А4, 32 страницы, зелёная обложка. Этот номер стал тридцатым из выпущенных фанзинов Fiery Power, и последним. Дальше наступили смутные для Факела времена и создатели фанзина не нашли в себе силы продолжать выпуск журнала. В течение 2002 года ещё поддерживался сайт фанзина Fiery Power, но вскоре и он прекратил активную деятельность.

Какой бы примитивной и пацифистской не была идеология фанатской группировки Fiery Power, она выполнила свою роль, объединяя на протяжении почти пяти лет воронежских фанатов. Более того, она соответствовала духу провинциального фанатизма конца прошлого века, получила широкую известность в фанатских кругах и сделала для Факела очень и очень многое. Она заложила основу для дальнейшего развития воронежского фанатизма, нового, с другими принципами и с другими людьми и это важно помнить как нашу историю. Сейчас, набрав в интернете в поисковике два слова - Fiery Power, вы можете в какой-то мере оценить след, оставленный воронежской фанатской группировкой в российском фанатизме.

FP. Июнь 2007 года