Fandom

Ultras Wiki

Швеция

1,239pages on
this wiki
Add New Page
Comments0 Share

АллсвенсканEdit

АИК | ГАИС | Гетеборг | Ефле | Кальмар | Мальмё | Мьельбю | Норрчёпинг | Сюрианска | Треллеборг | Хальмстад | Хеккен | Хельсингборг | Эльфсборг | Эребру | Юргорден

Дерби АИК - Юргорден

Дерби Хельсингборг - Мальмё

Суперэттан и нижеEdit

Ассириска | Вестерос | Ландскрона | Хаммарбю

Исторический очеркEdit

Первые годы: хулиганыEdit

С 70-х годов на сцене Швеции господствовал "Хаммарбю", потому что у "АИКа" и "Юргордена" реально не было никаких хулиганов. С середины 70-х в Швеции дрались и на футболе и на хоккее, причем дрались и простые болельщики. В итоге получалась драка, похожая на "все против всех".

Так продолжалось примерно до 1985 года, когда "АИК" начал работу по восходу к вершине хулиганской сцены. Также подтянулись и хулиганы "Юргордена", но все еще не были реальной силой. И к началу 1990-х "Юргордену" надоело, что в дни дерби их постоянно опиздюляют как "АИК", так и "Хаммарбю".

1990-е: ультрасEdit

Первые шаги ультрас-культуры в Швеции начались в начале 90-х годов и первой ультрас-группой стала группировка фанатов "Хаммарбю" - "HU'93", которая появилась в 1993 году, но к концу 90-х движение стало по-настоящему активным. Тогда, в конце 90-х, фанаты многих команд начали делать более-менее большие перфомансы - и, так как для шведских ультрас это было вновинку, то организация перфомансов и их внешний вид оставляли желать лучшего. На матчи в Швеции стало ходить всё больше и больше людей и СМИ много писали об атмосфере вокруг игры. Хореографии тогда для всех было чем-то новым и неизведанным и очень нравились людям. Так что именно конец 90-х годов считается началом движения ультрас в Швеции.

В то же время много совсем молодых фанатов стало интересоваться движением фанатов в остальной Европе - и, разумеется, шведские коллективы, как и в большинстве подобных случаев, оказались под влиянием английского фанатизма. Но и уклон в сторону ультрас у шведов сохранился. У "Хаммарбю" появились бригады "Ultra Boys" (в 1999 году) и "Soder Broder'98". У "Гетеборга" появилась группа "Ultra Bulldogs" (в 1997).

Позже очень многие клубы имели свои ультрас-группы. Например, у "АИКа" появились "Ultras Nord" (2002), тогда же у "Мальме" родилась тусовка "Malmo Supras" (2002) и так далее. Движение ультрас расло и передавалось от поколения к поколению - от старых к более молодым.

1990-е: хулиганыEdit

Организованный хулиганские фирмы также стали появляться в начале 90-х годов. Первые хулиганы появились у "Юргордена" (фирма "Irongang"). В числе первых также были фирмы "АИКа", "Хаммарбю", "Гетеборга" и "Хельсингборга".

Начиная примерно с 1990 года "АИК" и "Юргорден" считались главными фирмами страны. Хулиганы "Хаммарбю" по отдельности тоже были хороши, но как фирма они были довольно средним коллективом. Организация к ним пришла позже.

Примерно в 1993 году стал набирать обороты "Гетеборг" и не побоялся выступать против всех трех стокгольмских клубов. К концу 90-х все 4 клуба имели фирмы с хорошими организацией. Было все больше и больше драк, чему поспособствовало использование мобильных телефонов, параллельно с этим использовалось все меньше и меньше оружия. Ведь в конце 80-х и начале 90-х юзалось много ножей, инструментов, бутылки и все, что попадалось под руку. А с конца 90-х и начала 00-х через драки и горький опыт фирмы пришли к тому, что по неписанному закону стали вести себя в рамках фэйрплея - то есть никакого оружия, если кого-то повалили на землю, его не добивали и вообще не трогали, пока он не встанет и так далее.

В конце 90-х неплох был "Хельсинборг", но ни тогда, ни тем более сегодня у них не было шанса оказаться среди лидеров. В начале 00-х был резкий всплеск хулиганов "Юргордена" и даже была номером 1 в течение некоторого времени. В наши дни лучшими являются "Гетеборг" и "АИК", следом за ними идут "Юргорден" и "Хаммарбю". "Хельсинборг" крепко пятый.

В Швеции хулиганы "АИКа", "Юргордена", "Хаммарбю" и "Гетеборга" считаются "большой четверкой". Причиной такого четкого разделения проста - ни одна другая фирма в Швеции не способна выиграть драку у кого-либо из четверки.

Хулсы того же "Хельсингборга" не стоят в одном ряду с большой четверки, так как они у них никогда не выигрывали, хоть они и не считаются аутсайдерами местной хулиганской сцены. К "Хельсинборгу" также можно добавить фирмы "Мальме" и "ГАИС" - эта тройка составляет своеобразную вторую лигу хулиганов Швеции, второй эшелон. Если последние, конечно, не подтянут своих друзей из "Копенгагена", что пока происходит не слишком часто.

И уже далее идут хулиганы таких команд, как "Востерес", у которого появилось небольшое число хулиганов еще с 90-х годов (хоккей с мячом и футбол), "Болтик" (хоккей с мячом), "Линчёпинг" (хоккей) и "Норрчёпинг", которые прославилась громкой ситуацией в драке с "АИКом".

Молодежь из "Норрчёпинга" атаковала одного-единственного хулигана "АИКа" и заставила того скрыться на автомобиле. "АИК" оперативно собрал состав и стал требовать драку с провинившимся составом "Норрчепинга". В противном случае угрожали прыжком на общак "Норрчёпинга", если те не согласны. "Норрчепинг" мог выставить максимум 50-60 хулиганов (о качестве состава, думаю, упоминать не стоит), "АИК" согласился. Так у клуба остались только ультрас на сегодняшний день )))

Были и другие небольшие фирмы, но они быстро становились очень малочисленными и в целом становились неактивными.[1]

2000-е: околофутболEdit

5 самых больших драк в Швеции:
  1. 2010 год, "АИК" vs "Юргорден", 257 на 183, победа "АИКа".
  2. 2010 год, "АИК" vs "Хаммарбю", 220 на 220, победа "АИКа".
  3. 2009 год, "АИК" vs "Гетеборг", 153 на 140, победа "АИКа".
  4. 2013 год, "АИК" vs "Гетеборг", 120 на 110, победа "Гетеборга".

Лесной ОФ в стране начался примерно в 2005 году. До этого люди дрались в городах. Иногда в закрытых от посторонних глаз местах, но вблизи оживленных улиц, где спокойно гуляли люди. Но и сегодня, когда дело доходит до пересечений в городе, то все фирмы из лидирующей четверки "Гетеборг", "АИК", "Юргорден" и "Хаммарбю" находятся в максимальной боевой готовности с самого утра.

Активно ведется работа с молодежью. "Хаммарбю" получил хороший приток молодой крови, как и "АИК" с "Гетеборгом". "Юргорден" в этом плане пока отстает. Но "Хаммарбю" при этом является самым слабым из большой четверки, если считать всю и молодежь и уже состоявшихся бойцов. У "Юргордена" очень опытная фирма, у них было суммарно больше остальных лесных драк и драк в городе за последние несколько лет - отсюда и набрался опыт.

В 2013 году, спустя 4 года нахождения на околофутбольном Олимпе Швеции, "АИК" был избит фирмой "Гетеборга" - "Wisemen" и снова вернулся на ведущую позицию в стране. Ведь до господства "АИКа" в 2009-2013 годах именно "Гетеборг" считался номером 1 на протяжении нескольких лет.

Осенью 2013 была нашумевая драка хулиганов "АИКа" из "Firman Boys" против немецкой солянки перед матчами сборных Швеции и Германии в Стокгольме. Эта драка была выиграна в действительно очень тяжелой борьбе.

При неплохой лесной активности внутри своей сцены, шведские коллективы почти не дерутся в лесах с иностранными фирмами. Пару лет назад "Wisemen" (хулиганы "Гетеборга") дрались в лесу с дрезденским "Динамо" и проиграли, "АИК" выиграл у немецкой солянки, и теперь вот только в самом начале декабря те же "Wisemen" выступал в Риге на турнире среди хулиганов некоторых европейских коллективов - дрались 5 на 5 по правилам ММА. Хулиганы "Гетеборга" там дрались против "Леха" из Познани и "ЦСКА" (Москва). Проиграли обоим, но дали хороший бой и "Леху", и "ЦСКА". Абсолютно никто не думал, что мы будем выглядеть столь крепко и до последнего драться. От нас выступали молодые парни из юношеского филиала фирмы "Wisemen".

Я думаю, что все 4 команды ("АИК", "Хаммарбю", "Гетеборг", "Юргорден") на сегодняшний день имеют в своих рядах очень хороших бойцов и вполне может встать в одному ряду с ведущими европейских фирмами и дать им хороший отпор. По крайней мере, в небольшом количестве, например в формате 50 на 50.

У нас нет такого большого количества хулиганов, как у русских или польских фирм, но мы не боимся никого и не будем сдаваться до драки. Для нас плохо то, что у нас есть только 4 действительно хорошие фирмы, соответственно это не так уж и много серьезных драк в году (хотя в последнее время число качественных драк чуть увеличилось). Тогда как например в той же России есть интересные драки каждую неделю. У наших движей бывает не более 3-4 больших драк + несколько более мелких в году + незапланированные столкновения в день матчей. Если бы у нас было больше драк в году, то я думаю, что мы могли бы на все 100 конкурировать с лучшими странами Европы в плане хулиганизма. А так скажу, что мы уже можем успешно конкурировать с остальной Европой (исключая топов из России и Польши). Турнир в Риге, драка "АИКа" против немцев и некоторые другие сенсационные новости для остальной Европы показывают, что мы на правильном пути. В следующем году "АИК", "Гетеборг" и "Мальме" играют в еврокубках, поэтому я надеюсь, что мы еще не раз заявим о себе.

На сегодняшний день команды с самыми активными фирмами - это "АИК", "Гетеборг", "Юргорден", "Хаммарбю", "ГАИС", "Мальме" и "Линчёппинг" (хоккей). "АИК", несмотря на то, что не все хулиганы клуба стабильно активны, соберет общак в 300 хулиганов всех возрастов. "Юргорден", "Хаммарбю" и "Гетеборг" обладают составом в 200-250 штыков, но и здесь многие сегодня ушли на околофутбольную пенсию либо не развиваются и не совершенствуются как хулиганы, но на большую драку будут вполне способны. А если говорить именно о боевом костяке, кто более или менее активно участвует в околофутбольной движухе, то в среднем это 120-200 активных траблмейкеров в каждой из четырех ведущих фирм. "Хельсингборг", "Мальме" и "ГАИС" наскребут состав в 60-100 человек, подтянув сюда уже и завязавших. А актив каждого из этих клубов - не более 50 человек.

К неактивным или не очень активным фирмам причислим следующие коллективы - "Эльфсборг", "Норрчепинг", "Эргрите", "Эребрю", "Востерес" (футбол+хоккей с мячом), "Болтик"+"Дегерфорс"+"Форьестад" (хоккей с мячом, футбольные и хоккейные команды из разных частей Швеции - выступают в альянсе, как единая фирма), "Содертолье" (хоккей). Эти небольшие группы, примерно по 15-30 хулиганов, но это число может и немного увеличиваться в дни дерби и принципиальных матчей.

2010е: ультрасEdit

Что касается ультрас, то лучшие фанаты у "АИКа" и "Хаммарбю". Далее "Юргорден" и "Мальме". "Гетеборг" - пятый.

"Хельсингборг", "Эльфсборг", "Норрчепинг" (футбол), "ГАИС", "Эргрите", "Эребрю", "Вастерес" - всё это клуба также с весьма хорошими ультрас-группами. Они небольшие, но организуют перфомансы и поддержку команды, ездят на выезда за своей командой, но из-за их малочисленности вряд ли их можно назвать серьезными группами ультрас среди команд первого эшелона. Лишь часть из них, на мой взгляд, можно назвать реальными ультрас.

Возможно, ситуация поменяется через несколько лет, потому что менталитет ультрас становится лучше. Но только действительно через несколько лет, а не сегодня и не завтра. Все эти группы могут делать действительно хорошие перфомансы или же вывозить на выезда большие составы, как и лидеры ультрас-сцены Швеции. Но в отличии от лидеров, середняки могут это делать совсем не часто.