FANDOM

1990-еEdit

Сезон-1993Edit

"Зенит" Челябинск[1]. Бывший "Локомотив". Цвета клуба: сине-бело-голубые, как и у всех "Зенитов". Достоверно известно, что хоккейные фаны "Трактора", которые существовали еще до перестройки, всячески игнорировали единственный футбольный клуб, постоянно торчащий в низах 2 лиги. Приезжим фанатам стоит не беспокоится за свою судьбу на стадионе, но по городу в вечернее время лучше не лазить, т.к. можно запросто уехать раздетым и без денег, оказавшись на контролируемой какой-нибудь тусовкой гоблинов территории. Первооткрывателями Челябы (в смысле футбола) были все те же пермяки. Кроме них город посещали нижегородцы, самарцы, и чебоксарцы (был у них такой фан Крыла), еще и поклонники ЦСКА.

...

В 1993 году «Зенит» прекратил существование и возродился лишь в 1997 году. Тогда-то и началась его фанатская история. После трехлетнего перерыва те, кто еще не успел остыть к команде и тем, кому нравился футбол, активно взялись создавать фанатскую группировку. [2]

2000-еEdit

  • Цвета: сине-бело-голубые
  • Дата возникновения: лето 1998 года
  • Первый выезд: 21 сентября 1998 — Омск (4 фаната)
  • Пробито выездов (на 01.01.2011 г.): более 100
  • Самый дальний выезд: Волжский-2003 (2 фаната) — 1780 км
  • Самый многочисленный выезд: Оренбург-2009 — 104 фаната
  • Золотые сезоны: 1999 г — Второй дивизион (Демон)
  • Действующие группировки: Лампасники, ЗалоWSSкие
  • Фанзины: "KINDER SURPRISE" 2003

Футбольный фанатизм в Челябинске появился довольно поздно по сравнению с другими движами страны. Случилось это в 1998 году[3]. До этого времени были попытки одиночек создать что-то, но все же организовались челябинские поклонники спорта №1 только к вышеуказанному году.

Первооткрывателями стали фаны Казах и Демон, которые начали поддерживать местный "Зенит". Парни создали группировку "Sky Demons", обзавелись несколькими флагами и начали свою выездную деятельность по Уральской зоне Второй лиги. В 1999 году Демон навечно вписал свое имя в историю, пробив "золото".

Sky Demons[4]

После того, как с выездами, и фанатизмом вообще, завязали (по непонятным никому причинам) Казах и Демон («золотой»-99), на которых, к слову, все и держалось, поднимать бригаду принялся один из челябинских скинов Гиммлер. И вроде бы все пошло на поправку: народу дома прибавилось, да и выезда стали пробиваться более массово, но вот не задача - буквально через пару месяцев после старта сезона - 2000 новоявленного лидера призвали в ряды Вооруженных сил РФ и челябинский фанатизм стал потихоньку увядать, так и не появилось никакой атрибутики, баннеров, да и 15-20 человек на домашних матчах для города с населением более миллиона - как-то не серьезно. В общем, челябинским зенитчикам до своих сине-бело-голубых одноклубников из Питера очень далеко.

SD-2000: Тюмень - 1, Стерлитамак - 4, Оренбург - 4, Екатеринбург - 8, Пермь - 4, Н. Тагил - 2, Миасс - 15, Магнитогорск - 2,Курган - 6, Чайковский - 2, Ижевск - 2.

В начале XXI века резко возрастает количественно домашний сектор, ставятся первые выездные рекорды. В 2000 году на стадионе "Уралаз" в Миассе присутствовало 25 челябинцев. Суппорт становиться ярке, громче и слаженнее. После появляются такие группировки как ТСМ ("Tankograd Casuals Mob"), MKF ("Mad Kids Firm"), пропагандирующие активную поддержку клуба, стиль casuals и хулиганизм. В 2003 году выпускается первый фанзин под названием "KINDER SURPRISE".

До 2002 г. челябинцы были довольно гостеприимными парнями, ни с кем кроме Перми не воевали, да и с Пермью это было условно. Но в 2003 г. появилось много молодежи, появился могучий и ужасный Д…а, идейный вдохновитель всего творящегося в городе.[5] Частенько выяснение отношений с пермяками проходило совместно с фанами екатеринбургского "Уралмаша". Вторыми врагами стали, естественно, поклонники челябинского "Лукойла", который позднее переименовали в "Спартак", а в 2006 году и вовсе расформировали. Зенитчики пытались показать, кто в городе хозяин и у них это прекрасно получалось. Во всех столкновениях сине-бело-голубые одерживали вверх.

Следующими с кем повздорили челябинцы, стали кировские динамики. Война была начата на выезде, где около 5 челябинцев огребли от ОЦМ (кировская фирма, названная в честь одного из районов города). Второе пересечение состоялось уже в Челябинске, куда приехало около 10 парней с Вятки (Вятка - старое название Кирова и местным парням больше по душе называть свой город именно так.). И закончилось вроде как ничьей, т.к. челябинцы вычисляли кировчан тремя мобами, и тот, который все же наткнулся на динамиков, не смог их осилить. После этого война как-то сама собой сошла на нет. Видимо сказалось расстояние между оппонентами.

Движение крепло и развивалось и к середине "нулевых" домашний сектор насчитывал около сотни парней. В 2004 году на последнем дерби с "Лукойлом" парни устроили заварушку с представителями власти, которые как ни старались, не смогли помещать суппортерам выбежать на поле и сжечь пиротехнику. В том же году установлен новый рекорд — Екатеринбург посещает 50 "танкоградцев". Ради "спортивного интереса" появляются "враги" в лице фанов из Тагила, Екатеринбурга, Самары, Тюмени.

В лучшие времена на секторе собиралось до 100 человек. Но к 2005-му домашний суппорт вымирает. У себя дома смогут собрать около 40-50 человек, в возрасте от 16 до 24 лет. Преимущественно это 19-летние парни.

С 2006 года парни активно берутся за выпуск атрибутики. Появляется несколько видов роз, куча флагов, огромные баннеры, один из которых занимает целый сектор стадиона. Почти на каждый матч изготавливаются тематические полотна, приуроченные к конкретно взятой игре. С 2007 года на домашних играх появляется два фан-сектора, на одном располагаются скарферы (до 30 человек), носившие название "Iron Tankograd", на другом хулиганы и активные ультрас (до 100 человек). Постепенно в моду входят автобусные поездки, и южноуральцы все большим количеством бороздят просторы нашей Родины, наводя шороху в придорожных кафе, автостанциях и, соответственно, городах своего пребывания.

В 2007 мэр города предложил переименовать ФК "Зенит" в ФК "Челябинск". Болельщики вышли на пикеты и акции протеста. Питерские зенитчики поддерживали челябинских одноклубников и на матче кубка УЕФА против "Нюрнберга" вывесили баннер с предложением мэру Челябинска оставить название "Зенит". После такой волны негодования клуб оставили в покое. Но к концу 2008 года, несмотря на открытые письма в администрацию области и города, митинги, клуб все-таки переименовали в "Челябинск". Фаны не оставили надежды на обратное переименование и продолжили поддерживать клуб, используя в шизе исключительно название "Зенит".

2009 год стал годом рекордов, как для клуба, так и для его поклонников. ФК "Челябинск" впервые в своей истории дошел до 1/8 финала Кубка России. Домашний сектор на матче с самарскими "Крыльями Советов" составил 300 человек, а выезд в Оренбург посетило 104 суппортера. В среднем на секторе собирается около 200 человек. Есть костяк – примерно человек 40-50, – на которых держится организационная составляющая движения. Именно эти люди рисуют баннеры и сочиняют кричалки, организуют выезды на матчи в другие города и добиваются аудиенции у чиновников, чтобы решить проблемы клуба.[6]

В межсезонье 2009-2010 руководство клуба позволило себе несколько публичных высказываний, общий смысл которых: "Главное не название, а деньги!!!" Фанаты восприняли это как личное оскорбление и ушли со стадиона. Весной 2010 года инициативная группа решила создать свой футбольный клуб, который был назван "Танкоград" и заявлен на чемпионат города. За команду играли профессиональные игроки, а поддерживали ее болельщики, они же акционеры. На секторе активной поддержки собирается от 10 до 80 человек. ФК "Танкоград", будучи на голову выше соперников, осенью 2010 года стал чемпионом города.

ПрочееEdit

ФанзиныEdit

  • Kinder Surprise №1. 2003 г., А4, 34 стр.

За последние два года челябинские фаны очень сильно прибавили, превратившись в очень достойный моб. Более того, парни наконец-то выпустили свой собственный фанзин, который получил название «Kinder Surprise» и был презентован широким околофутбольным массам в марте 2003. Надо сказать, что слово «Kinder» в названии совсем не случайно. Дело в том, что «все права» на данный фанзин принадлежат молодежной фирме челябинских зенитчиков - MKF (Mad Kinders Firm).

Содержание номера очень недурно, радует подбор разнообразного материала: здесь и рассказ о домашних событиях и выездах - 2002, и краткая история челябинского фанатизма, и рубрика «Третий тайм», где читатель может узнать о некоторых пересечениях с оппонентами, и рассказ о концерте «Коловрата» в Е-бурге, и представление широким массам трех челябинских фирм, небольшая статейка о моде, дела хоккейные и другие заметки. Так что в этом моменте редакция KS очень грамотно подошла к сбору материала, другое дело, что слог написания некоторых статей оставляет желать лучшего, хотя я уверен, что если парни подойдут к делу со всей ответственностью и не забросят издание фанзина, то в будущем все будет на порядок выше.[7]

ВыездаEdit

  • Зенит Челябинск - 1999, пробиты все выезда!!! (15, "золотой" - Демон) всего: км - 7560, выездных - 41 + 1, ультрас-лига - 92

Чайковский - 2, Ижевск - 2, Магнитка - 4, Миасс - 10, Новотроицк - 1, Оренбург - 1, Нижнекамск - 2, Наб. Челны - 2, Курган - 2, Стерлитамак - 1, Тобольск - 2, Нижний Тагил - 2, Екатеринбург - 2, Пермь - 1+1, Екатеринбург (кубок) - 6

  • Зенит Челябинск - 2000, всего: пробито выездов - 12 из 15, км - 5245 из 8859, выездных - 53, ультрас-лига - 18

Стерлитамак - 4, Оренбург - 4, Тюмень - 2, Ижевск - 2, Екатеринбург - 8, Чайковский - 2, Н.Тагил - 2, Пермь - 4, Курган - 6, Миасс - 15, Магнитогорск - 2, Нижнекамск, Киров, Йошкар-Ола - 0?, Верхняя Пышма (Уралмаш, кубок) - 2

Е-бург - 15, Нижний Тагил - 4, Пермь (Динамо) - 8, Магнитка - 4, Миасс - 30 (вместе с кузьмичами), Курган - 18, Оренбург - 2, Новотроицк - 2, Киров - 1, Наб.Челны, Стерлитамак, Березники, Ижевск (Динамо), Чайковский, Альметьевск – 0

  • Зенит Челябинск - 2002, всего: пробито выездов - 7 из 13, км - 3726 из 7830, выездных - 86 + 2, ультрас-лига - 35

Оренбург - 5, Киров - 8 + 2, Е-бург - 26, Стерлик - 8, Нижний Тагил - 25, Пермь - 4, Магнитка - 10, Новотроицк, Чайковский, Альметьевск, Уфа, Ижевск, Наб. Челны - 0

Нижний Тагил - 29 + 8 уралмашей, Курган (кубок) - 41 + 1 уралмаш, Димитровград - 5, Йошкар-Ола - 5 + 4 чебоксарца, Уфа - 15, Курган ~ 40, Киров - 7 + 1 верхнепышминец Г., Наб. Челны - 6, Ижмуртск - 16 + 2 уралмаша, Н.Новгород (Эл.) - 6, Урень - 2 + 6, Ульяновск - 2, Волжский - 2, Магнитка - 1, Стерлик - 4, Альметьевск, Н.Новгород (Локо), Новотроицк, Оренбург - 0

Тольятти - 17, Димитровград - 3, Уфа - 10 + 2 уралмаша, Курган - 37, Ебург - 55, Cтерлитамак - 2, Новотроицк - 3, Оренбург - 3, Нижний Тагил - 24, Киров - 6, Н.Новгород (Локо) - 3, Ижевск, Альметьевск, Урень, Н.Новгород (Эл.), Казань, Ульяновск - 0

  • Зенит Челябинск - 2005

Магнитогорск - 4, Курган - 50, Уфа - 26, Cтерлитамак - 4, Димитровград - 2, Тольятти - 2, Нижний Тагил - 27, Казань, Альметьевск, Наб. Челны, Оренбург, Новотроицк, Урень, НиНо (Волга), Ижевск, Нижнекамск, НиНо (Локо), Киров - 0

  • Зенит Челябинск - 2006

Урень - 0, Самара - 40, Казань - 0, Тюмень - 4 + 3, Новотроицк - 1, Ижевск - 0, Димитровград - 0, ...

  • Зенит Челябинск - 2007
  • Зенит Челябинск - 2008
  • Зенит Челябинск - 2009
  • Зенит Челябинск - 2010
  • Зенит Челябинск - 2011/12

ПримечанияEdit

трансляции футбола онлайн

  1. из фанзина "Русский Фан-Вестник" #10
  2. с сайта Chelyabinsk.ru
  3. http://onedivision.ru/club-1182/fan
  4. Viking #4
  5. статья из Fans Magazine (2005)
  6. с сайта Chelyabinsk.ru
  7. Viking #5 (2003)

СсылкиEdit