Fandom

Ultras Wiki

ЦСКА: 1977-1978

1,239pages on
this wiki
Add New Page
Comments0 Share

из фанзина Русский Фан-Вестник №13:

1977 год Edit

О первых шагах армейского движения вспоминает один из самых старых людей, из числа тех, кто все еще болеет за ЦСКА, ходит на домашние матчи и посещает выезда. Слово Шпиону.

Шпион - "Именно в этом году я стал ходить на домашние матчи ЦСКА. Ходил с группой друзей-армейцев, проживающих в районе Кутузовский. В школе, в классе, где я учился, парни болели только за ЦСКА и "Динамо". За "Спартак"-то особо и не болели, откуда они потом взялись, для меня большая загадка

На стадионе нас собиралось человек 5-10, ЦСКА играл плохо, кажется, в том сезоне у нас было 17 ничьих и всего 5 побед, поэтому особого энтузиазма не было. Первые признаки фанатизма я разглядел на игре с "Динамо". Нам надо было выигрывать, поэтому присутствовало какое-то напряжение. На том матче впервые собралась небольшая кучка - 20-30 человек, которые пытались чего-то кричать. Но ни песен, ни стихов тогда еще не 6ыло. He было, естественно, и никаких цветов. Народ в это еще не врубился. Да и потом, было разобраться, какие цвета был команды. У ЦСКА (футбольного) форма была красно-белая. И в этой форме мы играли года до 82-83. Только потом появилась наша фирменная раскраска - красные футболки, синие трусы.

Вот так мы и ходили на стадион. Фанатизма, конечно, в прямом смысле еще не было".

1978 год Edit

Шпион - "Не было никаких намеков на развитие движения и в начале 1978г. Чемпионат начался в апреле, на трибунах была тишина. Но уже к середине чемпионата начала образовываться небольшая компания армейцев. По прошлому году мы уже друг друга немного знали, стали чаще общаться. Я познакомился с Серегой Усы, Пашей Хлестаковым, Шляпой, Филимоном. Нашими отличительными знаками стали значки с символом клуба. Индустрии такой, как сейчас не было, но значки можно было достать..."

Первое знакомство со спартачамиEdit

Шпион - "В 1978 г. в окрестностях нашего стадиона стали появляться первые спартачи. В те годы у них уже появились фанаты, пробиты первые выезда, было множество задумок. Несмотря на то, что банды у нас не было, группы мясников приезжали на наши домашние игры "перевоспитывать" молодежь. Был ли у них глобальный план - похоронить на корню армейцев - мне неизвестно. Но если и был, то это говорит об их дальновидности. Зря они это тогда не сделали, не имели бы таких проблем сейчас. Уже в те годы у мясников стал известен Рифат, пожалуй, один из первых идеологов фанатизма. Однажды я лично попался под него на Песках. Он схватил меня да плечо, и спросил: "Ты что - за конюшню болеешь?" "Да!" - говорю. "А ты что, богатей, что ли?" - спрашивает он меня. "Нет, из простой семьи". И тогда Рифат говорит: "Конюшня - это мажоров команда. А мы - "Спартак" - команда простого, бедного народа". Вот почему-то так они тогда считали.

Возразить я ему не мог. Мне было 13 лет, Рифату - 18-ть. А в те годы разница между этими возрастами была огромная. Не то, что сейчас: человеку 15 лет, а он дылда, на вид ему лет 20-ть.

Что делали спартачи? Они снимали наши значки, оскорбляли. Если наши были без значков, они просто спрашивали: за кого мы болеем. Если кто-то честно говорил за кого, то могли затрещину отвесить, дать пинка. Жестокости в то время не было, но по морде можно было получить. Ответить мы не могли, т.к. у нас не было единой команды. Их же обычно приходило по 30-ть человек, у них было 2-3 красно-белых шарфа на всех. В это время и стали вязать шарфы и шапочки. У спартачей тогда был подъем. Они вернулись из 1-ой лиги.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/14/196/14196082_clip_image001.jpg

Вскоре они от обувания перед матчами перешли к акциям на стадионе. Приходили своей шаблой на трибуны и болели против ЦСКА или просто - за "Спартак".

Первый paз насколько я помню, им сопротивление оказали 29 октября на матче ЦСКА -"Днепр". Да и то, словесное. Я запомнил этот матч. Выпал снег, температура была +2 С Kак всегда на матч пришло мясо в своих шарфах и красных шапках-петушках. Всю дорогу заряжали про "Спартак", кричали "конюшня!". Одному мужику это надоело (тут как раз Григорьев гол забил), и он как заорет, обращаясь к мясникам: "Ваш Спартак - срань господняя, и ты, х.й, в красной шапочке - тоже!" И мясо после такого выпада заглохло.

Так они приезжали к нам всю осень. Летом их не было, разъезжались кто куда - в лагеря, на дачи.

В том же году, мы впервые стали проявлять активность. особенно это касалось хоккея. В 1978г. ЦСКА в 20-й раз стал чемпионом по хоккею. Это произошло на игре с "Торпедо" Горький (ныне Н.Новгород). Нас собралось почти 50 человек, и мы применили заряд: "ЦСКА - в двадцатый paз!" По возрасту - один малолетки, лет по 12-15 нам было.

Дух противостояния со спартачами стал потихоньку проявляться, хотя и неявно. На дерби с мясом я вживую увидел тогдашнюю основу их движения - Рифат, Софрон, Пожарник, Гриша Солома, Глобус - это уже были взрослые люди. Рожи у них - это атас! Кстати, дерби на Песчанке мы проиграли, а вот в Черкизово - выиграли!

"РФВ" - "А были ли драки с оппонентами за пределами стадиона? И что за жизнь была в то время?"

Шпион - "Фанатизма "во дворах" не было. Я не слышал, чтобы дрались во дворах из-за команд - ровно, как только слухами были сообщения о повешенных на шарфах болельщиках. У нас тогда и шарфов-то не было. Вот двор на двор - дрались. Это было.

Как жили? Обыкновенно жили. Время, конечно, было другое, все были равны: особенно богатых и особо бедных не было. Те, кто учился в школах или ПТУ - учились, кто работал - работали. Отлынивать были нельзя. По тому советскому законодательству. за тунеядство либо сажали, либо высылали за 101-й км. А за алкоголизм можно было залететь в ЛТП.

В конце 70-х мы жили нормально - гарантированная зарплата, обучение. В магазинах было и колбасы полно и сыра. Водка, пиво - без проблем, вина до хренища. В день получки на заводах творилось дичайшее пьянство.

Плохо жить уже стали после Олимпиады 1980 г. Продукты пропали, очереди за индийскими джинсами и сапогами - сам лично убивался. Так и жили…"