FANDOM

Интер Турку | Йокерит

Д.БримсонEdit

Фан-культура в Финляндии зародилась только в конце 90-х, когда в Европе все чаще стали звучать имена ее футболистов. Казалось бы, не очень ясно, как Яри Литманен, Сами Хююпя, Форсел и многие другие внезапно стали известными личностями, а сам футбол приобрел в стране огромную популярность.

Проблема для финских властей заключалась в том, что раньше футбольные матчи национального первенства редко когда отличались высокой посещаемостью (обычно 2000-2500 человек), а о выходках хулиганов приходилось слышать только в выпусках телевизионных новостей, посвященных событиям за рубежом. В результате о безопасности на стадионах практически никто ничего не слышал, однако спустя некоторое время финскому футболу пришлось столкнуться с первыми признаками, свидетельствующими о скорых изменениях.

Первый серьезный инцидент, в котором отметилась группа под названием «Ультрабойз», представлявшая фанатов Интер Турку, произошел в 1998 году. Этот инцидент получил широчайшую огласку в средствах массовой информации, а Футбольная Ассоциация Финляндии оштрафовала обе команды. Кроме того, после этого инцидента на всех стадионах увеличилось количество полицейских и были запрещены все виды пиротехнической продукции.

Предупреждение подействовало, так как следующие упоминания о беспорядках, вызванных футбольными хулиганами, появилось в финской прессе только через три года. Однако последствия были довольно ощутимыми. Хотя это была всего лишь небольшая стычка с участием 12-20 фанатов «Тампере Юнайтед» и нескольких парней из группы под названием «ФСЛК», поддерживающей ФК «Лахти», каждый ее эпизод был снят на камеру и неоднократно показан по национальному телевидению.

Практически тут же в средствах массовой информации начались разговоры, предупреждающие о скором подъеме в стране хулиганского движения. Однако на этот раз ужесточение требований не принесло должного результата. Уже через несколько недель произошел новый инцидент с участием футбольных хулиганов. Он стал самым серьезным из всех тех, что имели место в истории финского футбола.

Группа «116% Бойз» футбольного клуба «Йокерит» отправилась в гости к ФК «Хака». После того как на последних минутах местной команде все-таки удалось вырвать победу со счетом 2:1, полсотни хулиганов из «116% Бойз» вырвались на футбольное поле и завязали драку с силами полиции.

Средства массовой информации пришли в ярость от такого поведения фанатов и потребовали от властей ужесточения мер по борьбе с футбольными хулиганами, что не замедлило сказаться на реакции сил обеспечения правопорядка. Теперь все приезжие болельщики размещались в отдельных секторах, а каждый, кто пытался пройти через турникеты, подвергался тщательному досмотру – практика, которая до сих пор находит успешное применение.

Однако если национальное первенство – это одно дело, то международные матчи (http://smotrisport.tv/event/) – совсем другое. Может показаться странным, но домашние игры сборной Финляндии против Венгрии и даже Молдавии отметились рядом серьезных массовых беспорядков, хотя следует отметить, что практически все инциденты ограничивались стычками местных фанатов с силами полиции и стюардами. Тем не менее в 1999 году на матче против Турции произошла, пожалуй, самая жестокая драка в истории Финляндии. Тогда стадион в буквальном смысле слова оказался в огне после того, как полиции не удалось сдержать натиск турецких хулиганов, выскочивших на поле и растянувших в центральном круге государственный флаг Турции.

Остается загадкой, почему международные встречи с участием сборной страны привлекают большее внимание хулиганов, чем матчи национального первенства. Существует мнение, что большая часть финских хулиганов является поклонниками хоккея, но никак не футбола. В самом деле, практически каждый хоккейный клуб Финляндии имеет некоторое количество своих сторонников из числа хулиганов, которые не прочь проявить себя в любом инциденте, пусть даже неорганизованном и спонтанном.

Однако факт остается фактом. Если власти, учитывая рост популярности футбола в Финляндии и его звезд за рубежом, не смогут контролировать развитие ситуации, то уже очень скоро хулиганское движение и сопутствующая ему фан-культура распространятся на весь финский футбол.[1]

  1. http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/8407/15/Brimson_-_Fanaty.html