FANDOM

Влад СЕМЕНОВ. БЛЕСК И НИЩЕТА «ФАКЕЛА», ч.5 Edit

ПОД ОТКОС Edit

Впрочем, закончим развозить сопли, нас ждёт вторая серия. Под руководством машинистов-приколистов воронежский футбольной состав со скрежетом и грохотом летел под турнирный откос, но случилось чудо. И явился мессия. В лице главного тренера, милейшего Павла Пантелеевича Гусева. Хороший специалист и на редкость порядочный человек как-то быстро и споро, на ходу отремонтировал командный механизм. Игра засверкала новыми гранями и красками. Именно при Гусеве удалось набрать львиную долю очков, позволивших впоследствии избежать турнирного фиаско.

Дондеру он, правда, как-то сразу не глянулся. Принципиальный и дотошный Гусев всё хотел из первых рук узнать о дальнейших перспективах развития команды. Футбольный клуб в Воронеже - кормушка, шарашкина контора по отмыванию денег для приближённых, либо действительно в перспективе будут поставлены серьёзные задачи по выходу в элиту российского футбола? Неуёмный Павел Пантелеевич всё бегал в областную администрацию, стремясь попасть на аудиенцию к Самому. Там же, плотно сомкнув ряды стеной, стояла номенклатурная бизнес-элита. В далёком прошлом комсомольцы, сейчас практически поголовно «единороссы». Именно таким посвятил свои строчки Александр Розенбаум:

Члены политбюро крестятся в церквях.
Едут в Мекку на хадж
Бога не смутил их партийный стаж.

Многие сидели в тех же кабинетах, лишь меняя таблички «замов» по всевозможным вопросам, при Ковалёве, Шабанове. Сидят при Кулакове и будут сидеть даже при Адольфе Шикльгрубере, надумай тот вдруг возродиться из пепла. Золотоносную несушку под названием «Факел» прирезать им как-то не с руки. Где ещё такая богатая унавоженная почва для всевозможных откатов. Хотя бы при подписании контрактов с игроками и выдаче подъёмных. Расписался за одну сумму, получил другую, и, при должной организации производственного процесса, всё шито-крыто. А, к примеру, в одном из клубов второй лиги, по соседству, в ведомости на зарплату две суммы. Одна написана ручкой, другая поменьше, - карандашиком. Разница оседает в чёрной кассе благих дел. Кто тот тараканий царь Артур, с лёгкостью заменяющий фаворитов забега - президентов клуба? На первой дорожке внук Янычара. Способнейший мальчуган! Делайте ставки господа! А то, что после очередного провального сезона фанатам «Факела» впору вывешивать копию плаката болельщиков французского «ПСЖ»: «Под новогодней ёлкой ничего нет! Президент клуба - сволочной Дед Мороз!», никого не волнует.

Отчего наша лира столь любезна народу?
Потому что мы - банда и творим, что хотим!

Уж не знаю, читал ли Дондер воспоминания Рузвельта. Однако заповедь - говори нежно, но при этом держи большую дубину в руках - соблюдал неукоснительно. Такой вот дубиной Гусева и оглоушили. Посоветовали тихо убраться восвояси подобру-поздорову. Чужие здесь не ходят. В ответ на молчание обещали траншами постепенно выплатить долг по контракту.

Пресс-конференция превратилась в фарс. Со слезами на глазах Павел Пантелеевич тихо и не очень внятно что-то говорил про семейные обстоятельства, про частичку души, оставленную в Воронеже. Кто выступал так называемым банковским гарантом по выполнению финансовых обязательств перед тренером, доподлинно неизвестно. Говорят, должок остался, и в прошлом сезоне Гусев пытался попасть на приём к Наумову.

Дабы наиболее продвинутая часть болельщиков, давно разуверившихся в величии тренерской концепции Савченкова, не слишком вякала, Саенко и К придумали гениальный пиаровский ход. Якобы тренером-консультантом, а фактически в качестве дурилки картонной на одну игру из Махачкалы был выписан Гаджи Гаджиев. На багаже, оставленном Гусевым, со счётом 5:2 повержен «Нефтехимик». Из восторженной толпы в воздух летели чепчики. Похмелье наступило скоро, как только постепенно все гусевские наработки сошли на нет.

Даже в то невесёлое время с помощью друзей удалось сделать что-то хорошее. Оформить стенд «Факела» в музее спорта. Колоссальная архивная работа, которую проделали Юрий Рогулькин, Александр Гудков, Сергей Погребенченко дала свои плоды. Уникальные фотографии начала ХХ века, всевозможные кубки и сувениры, интересная концепция летописи успехов. Правда, Саенко вместе с пресс-атташе клуба Владимировым потом всё порывались вычеркнуть из символической сборной Александра Бескровного и Валерия Шмарова. Валерий Валентинович оказался выше мелких склочников и по моей просьбе привёз для музея бутсы. Те самые, в которых забил легендарный «золотой» гол в ворота киевского «Динамо», а в придачу - свою спартаковскую футболку. Потому что понимал: президенты приходят и уходят, память болельщицкая и любовь - остаются.

Многострадального Савченкова у штурвала тонущего корабля сменил Эдуард Малофеев. Оторванный от псковских соборов, прихожанин в Воронеже как-то сразу загрустил. Всё нашёптывал в программе радио «Маяк-24» Сергею Постникову: «Вы понимаете в чём дело, мой дорогой друг. В команде уже завелась «заразка». Будем выводить…». Какая там к чёрту «заразка»! Это уже была гангрена. Эра Саенко подошла к своему логическому концу - второй лиге. Дондер остался при клубе. Эдуард Иванович - советником при губернаторе. No comment.

И Темплисон взглянул вперёд
И увидал в ночи
Звёзды замученной в аду
Кровавые лучи.

АФЁРА ВЕКА Edit

«Старый шарманщик папа Карло» (Дондер) на пару с президентом клуба Можаитовым с утроенной энергией принеслись трясти бюджетную грушу. Идея очередного возрождения во властных кабинетах отклик нашла. На роль спасателя был приглашён Александр Ирхин, в футбольных кругах известный как Парикмахер. В богатой трудовой биографии Александра Сергеевича действительно был эпизод, когда в Азове он держал салон. Наверное под названием: «Холя ногтей и одулянсион на дому».

Осваивались бюджетные средства быстро и с широким размахом. Коуч бросил клич, и во вторую лигу со всей страны, как воронье, налетели сборщики подъёмных. Большинство как футболисты давно уже собой ничего не представляли. Однако громкие имена, прошедших горнило премьер лиги шатунов внушали благовейный ужас. Похоже, у соперников уровня пензенского «Зенита» или калужского «Локомотива» ещё при прочтении состава «Факела» перед матчем в раздевалке наступал паралич воли. Те немногие, кто выходил на газон без дрожи в коленях и ввязывались в открытый бой, неизменно доставляли детищу Ирхина определённые проблемы. Потому что собственно постановкой игры Парикмахер себя не обременял. Зачем? На остатках класса воронежский клон мадридского «Реала» (с поправкой на уровень соперников по зоне Центр второго дивизиона такая аллегория вполне уместна) исправно щёлкал очки в турнирной таблице и пачки долларов в клубной кассе - в виде премиальных за многочисленные победы. Некоторые болельщики на трибунах иногда брюзжали: «Соперники никакие, а игры-то у «Факела» нет…», но их голоса тонули среди радостного повизгивания. Что поделать. В одной из газет кто-то очень талантливо вывел приблизительно следующий логический ряд. Мы платим фальшивые деньги за паленую водку. Лечимся от похмелья просроченными лекарствами. Хорошо ещё, что на разбавленном бензине всё-таки приезжает скорая, из которой выходит врач, купивший свой диплом на ближайшей станции метро. Кое-как оклемавшись, идём на трибуны стадиона. Смотреть суррогатный футбол, жалкое подобие великой игры.

Блицкриг всё же состоялся. И было всем счастье. Любимец местного журналистского бомонда Ирхин занял место в музее спортивной славы. Как историческая персона, вернувшая Воронежу первый дивизион.

Тем временем будущих соперников пробирал лёгкий озноб. С такой-то бандой «Факел» явный фаворит в борьбе за две путёвке в премьер-лигу, судачили в кулуарах. Мол, в Воронеже просто «дуркуют» на людях, до поры до времени не афишируя высоких турнирных задач. Невдомёк им было, что план бюджетного доения успешно перевыполнен, а других задач не было.

Живительная финансовая влага на дне корыта иссякла. Дондер бодрился, всё также многозначительно шевелил усами, и, держа в кармане кукиш, с очаровательной улыбкой ничтоже сумняшеся, обещал заезжим звёздам неземные блага. Неизвестно, правда, под чьи гарантии. Вначале словесная лапша прокатила, и «Факел» стартовал ни шатко, ни валко. Вот только как снежный ком росли многомесячные долги по зарплате. Гастролёры уже и так не многое могли, а за спасибо стелиться в подкатах на футбольном газоне вообще не желали. Началось необратимое свободное падение в нижние этажи турнирной таблицы. Руководство клуба истерично клянчило деньги в областной администрации. Поможите юродивым, дайте копеечку. Да вот только губернатору, похоже, надоела озоновая дыра в областном бюджете. Тогда в ход пошёл грубый шантаж. Не дадим погасить этот огонь! Все на митинг! Мажордомы давно научились грубо и пошло овладевать болельщицкой массой. Ничего не чувствуя и даже не любя. Как извращенцы овладевают резиновой куклой из сексшопа. Театр абсурда. На одном из матчей с Восточной трибуны в адрес губернатора звучала речёвка о нетрадиционной сексуальной ориентации. Как говорится, вашим же салом вам по мусалам.

Поставленной игры у команды по-прежнему не было. Ирхин, устав философствовать на тему финансовых проблем, впал в апатию.

Ах, Александр Сергеевич, милый
Ну что же вы нам ничего не сказали
О том, как страдали, искали, любили,
О том, что последнюю осень вы знали…

Болельщики на трибунах злились и плевались. Мой сосед по просмотру бесславных футбольных баталий Михаил говорил, что в конце сезона подарит на прощание Ирхину набор парикмахерских инструментов китайского производства в красивой, яркой упаковке. И всё советовался, какое из двух пожеланий на ней написать: «Займитесь своим делом» или «Каждому своё».

По всем канонам, «Факел» должен был рухнуть во вторую лигу. Улыбнулась фортуна. В Новокузнецке опростоволосился Аверьянов.

Всю зиму в болельщицкой среде судачили, прикроют ли брэнд «Факел» с многомиллионными долгами или не прикроют. Тем более, что бравурным маршем из небытия во вторую лигу прошествовало «Динамо».

В стране в моде - питерские. В спорте - всеобщая «динамизация». Казалось, что у Кулакова стремление припасть к корням, служебный долг либо простая русская хандра, в конце концов, возобладают. Однако, на удивление, «Факелу» был дан ещё один шанс. Правда, с сильно урезанным клубным бюджетом. В руководстве клуба все ограничилось исключительно косметическими перестановками: Дондер всегда - со мной, Дондер - всегда живой! Похоже, что произведённое обрезание действительно вынудит сделать то, о чём десятилетия трещали на каждом углу, сотрясая воздух и успокаивая общественность. Вместо прокачивания через клубную систему трансферов варягов жизнь заставила делать ставку на своих, доморощенных воспитанников. Неблагодарная миссия, лепить команду фактически с нуля, возложена на Нененко. Пожалуй, наилучший выбор. Тренер он неплохой, умение ставить игру при минимальном подручном материале демонстрировал в начале 90-х и в «Буране», и в «Факеле». Вот только в последние годы успехов негусто. Несколько смущает и образовавшийся клубный конгломерат: с одной стороны Можаитов, Дондер - с другой Нененко, Лушин. Если Валерий Георгиевич будет распределять материальные блага по старому, «остаточному» принципу: сначала себе, потом рабам, которые рады месту, и всем прочим, - нормального коллектива не будет.

Короче, в клубе сейчас, как в поговорке о Ноевом ковчеге.

Что получится, покажет сезон. Главное для Нененко через пару-тройку месяцев не услышать песню Гарика Сукачёва: «А за окном месяц май… а под окошком каблучки…». Каблучки сменщика. Руководство клуба ничем не рискует. Ведь в случае турнирных передряг по первому зову из прекрасного литовского далёка примчится Next:

Он озорник и плут
Скажите, как его зовут?

Жаль только воронежских болельщиков. Потрясающих болельщиков. Иногда смотрю кассету, с записью предсезонной встречи 99 года. И вижу слёзы, выступившие на глазах, совсем не сентиментального Владимира Зайцева, в тот момент, когда Батищев на сцене, повязывал ему на шею фанатский шарф. На котором было начертано: «Этот огонь никогда не погаснет!».

Владислав Семенов
«НОВАЯ ГАЗЕТА» В ВОРОНЕЖЕ
№№21,23,25,27,29
24.03-21.04.2006 г.