FANDOM

1997-2000Edit

Я - фанат![1]Edit

Продолжаем знакомить вас с фанатскими группировками футбольной России. Сегодня речь пойдет о поклонниках команды, которая в этом сезоне дебютировала в высшем футбольном обществе — "Торпедо-ЗИЛ". Фанаты этого клуба за четыре года прошли со своими любимцами путь от первенства КФК до элитного дивизиона.

ЛЮБОПЫТНО

Известнейший торпедовский фанат с более чем двадцатилетним стажем (в прессе его часто называют "главный торпедон") Василий Петраков свою дочурку Юльку буквально с пеленок приобщает к болению за любимый клуб. Юленьке не было еще и месяца, когда папа в первый раз взял ее на футбол. Этим дело не ограничилось. В возрасте шести месяцев она "пробила" первый выезд! Вряд ли кому-то удастся ее переплюнуть.

Юлька родилась 7 октября 2000-го, а уже 4 ноября ее папа взял дочурку с собой на футбольный матч. Этот поединок с сочинской "Жемчужиной" был очень важен, так как это был последний матч "Торпедо-ЗИЛ" в первой лиге и в случае победы московский клуб выходил в "вышку", что в результате и случилось.

Что, казалось бы, удивительного в том, что человек взял с собой на футбол ребенка? Пусть даже совсем крохотного и в коляске. Конечно, все, без исключения, фанаты ошалели: не часто на наши стадионы ходят с грудными детьми. Но чтобы на фанатский сектор! Что происходит на таких секторах в Москве, ни для кого не секрет: то драка с ОМОНом, то полеты пластиковых кресел и конечно же дикие крики и массовое "валилово" после забитого мяча, именуемое на фан-жаргоне "слэм". В такой давке любого здоровенного мужика задавят, не говоря уже про грудного ребенка.

Но Юлин папа рассказал об этом матче так: "Да, на протяжении всего поединка с сочинской "Жемчужиной" фанаты пели и скандировали так, что аж в ушах звенело. Пятнадцать тысяч зрителей бешено скандируют: "Высшая лига! Высшая лига!" Но моя дочурка не испугалась такого количества дерущих глотки парней, не разревелась — она сперва смотрела на все это действо обалдевшими глазами, а потом заулыбалась и всякий раз пыталась возмущаться, когда наша торсида затихала, настойчиво требуя продолжения веселья. Она любит, когда все вокруг бурлит, когда много народу (ведь маленькие дети любят праздники, чтобы куча людей кричала и веселилась).

Между прочим, в конце этого матча на фан-секторе имела место драка с ОМОНом, к нам подошел милиционер и говорит: "Ребята, идите на самый верх, здесь становится опасно". Мы повыше поднялись".

А в апреле Юлька Петракова с папой и мамой отправилась за сотни километров от Москвы, в Саратов, поддерживать столичный клуб "Торпедо-ЗИЛ". Это был ее первый выезд. В день матча ей стукнуло ровно полгодика. Кстати, уже в возрасте 10 месяцев она успела посетить около десятка матчей с участием зиловского "Торпедо". А когда ей исполнилось всего 24 дня, сделали ее портретное фото, наклеили фотографию на членский билет и торжественно приняли Юльку в "Клуб болельщиков ФК "Торпедо-ЗИЛ".

Между прочим, жена Василия и Юлина мама Наталья по прозвищу "Нирвана" тоже заядлая футбольная фанатка. Более того, она возглавляет фанатскую бригаду парней в подмосковном городе Орехово-Зуево. Она ездила на матчи даже беременной. И со своим мужем она познакомилась благодаря футболу: как раз в Орехово-Зуево в сезоне-99 перед матчем команд первой лиги. Играли "Спартак-Орехово", за который болеет она, и "Торпедо-ЗИЛ". Там-то Василий с Натальей и встретились.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

ПЕРВЫМИ ТОРПЕДОВСКИМИ ФАНАТАМИ БЫЛИ ФУТБОЛИСТЫ

Что привлекает людей болеть за "Торпедо-ЗИЛ"? Это единственная заводская рабочая команда в высшем дивизионе, то есть команда от государственного предприятия, а не от какого-то частного спонсора. Большинство болельщиков первой волны гордо заявляли: "Мы пошли от пролетарской кузницы", "Мы — рабочая команда", "За нами ЗИЛ".

Исторические события, происходившие в рядах фан-движений двух столичных "Торпедо" до 1996 года похожи как две капли воды, так как раньше это была одна команда с единой армией фанатов. Об истории торпедовского фанатизма тех лет уже рассказывалось в одном из выпусков "Фаната", поэтому, дабы не повторяться, перейдем сразу к событиям последних пяти лет, то есть имевшим место уже после разделения "Торпедо" на зиловскую команду и лужниковскую. И кратко остановимся на наиболее интересных фактах из давнего исторического прошлого.

В 1996 году ЗИЛ пришел в упадок, содержание футбольной команды стало в тягость тогдашнему руководству, и ее безвозмездно передали в собственность "Лужников". Изменился практически весь состав московского "Торпедо", сняли с тренерской должности Валентина Иванова, на смену ему пришел Тарханов и привел с собой около десятка футболистов. Сменилось руководство клуба, пришло 25 никому неизвестных людей. И команда стала чужой. Правда, старая гвардия торпедовских тиффози не прочь была болеть и за обновленную команду, но однажды "торпедоны" по каким-то делам обратились к руководству теперь уже лужниковского клуба, но им заявили: "Нет, вы, торпедовцы, нам не нужны, у нас будут свои болельщики, все цеэсковцы перейдут к нам".

Тем временем зимой 1997-го на ЗИЛ был назначен новый генеральный директор Валерий Носов, который поставил перед собой цель возродить завод и вернуть автозаводцам большой футбол. Вскоре рождается новая зиловская команда. И пусть она играет в 3-й лиге, но дело не в одном названии с приставкой "ЗИЛ", где присутствует слово "Торпедо". Это действительно настоящая команда автозавода! Торпедовский фанатизм получает как бы второе рождение, а возрожденная команда — солиднейшую поддержку. На первом матче "Торпедо-ЗИЛ", в Коломне, команду поддерживало больше ста человек, чей средний возраст 20 лет, но десятка три было тех, кому уже за тридцать. А на первый домашний матч с "Химками" пришло 5 тысяч человек. 10 фанатов подмосковного клуба не скрывали своего удивления: "Мы первый раз в жизни такое видим, чтобы на матче 3-й лиги столько народу собиралось!" "Зилонам" (с появлением двух клубов с одинаковым названием зиловских "торпедонов" стали называть "зилонами", и к черно-белым торпедовским цветам у них еще добавился зеленый) безумно нравилось, что матчи проходят на таких миниатюрных стадиончиках, в городах, о существовании которых они никогда раньше даже и не подозревали. Везде бесплатный вход, милиция разрешает нормально поболеть и совершенно не готова к крупномасштабным стычкам с фанатами.

В это время определился костяк человек в 30, которые полностью отошли от команды лужниковской и решили болеть только за "Торпедо-ЗИЛ". А большинство торпедовцев ходили туда и туда. У 3-й лиги уровень не тот. Люди привыкли видеть "Торпедо" в матчах с солидными клубами, и многие из них стали болеть за две команды. На матчи зиловского "Торпедо" приходили попить пивка, а на игры его лужниковского тезки ходили именно для того, чтобы наслаждаться игрой лучших команд страны.

Конкретное размежевание началось двумя годами позже, когда "Торпедо-ЗИЛ" вышло в первую лигу. Здесь уже крупные города, приличные клубы и стадионы. Ребята стали решать, куда именно податься.

В настоящий момент 95% ребят, которые в 80-е годы болели за "Торпедо", сейчас болеют за "Торпедо-ЗИЛ". Они всю жизнь ходили на торпедовский стадион на Автозаводской и ездить в чужие "Лужники" (где на гигантской арене собираются не более двух тысяч человек и вокруг угнетающая пустота) им не хочется. К тому же чем хорош этот стадион (носящий ныне имя Эдуарда Стрельцова) — здесь рядом такие районы, где за "Торпедо-ЗИЛ" болеют больше, чем за "Спартак", "Динамо" и ЦСКА вместе взятые. Здесь даже есть школа, где на 20 болельщиков "Торпедо-ЗИЛ" приходится 1 спартаковец.

Дата основания торпедовского фанатизма в нашем современном понимании - 1979 год. В этом году около трех десятков парней 1965 года рождения из торпедовской футбольной школы объединяются в организованную группу для поддержки своей команды. Вначале в Москве, а затем и в других городах. У основания стоял Василий Маношин — тогда ему было 14 лет. Первый официальный выезд — 2 мая 1981 года в Киев в количестве 21 человека. Выезд прошел без каких-либо эксцессов, так как фанатское движение в Киеве тогда еще только зарождалось.

ПРЕССА

Обычно фан-зин представляет собой эдакий талмуд объемом в несколько десятков страниц, в котором рассказывается о событиях годичной давности. Конечно, с исторической точки зрения описываемые события весьма интересны. Но любому фанату гораздо любопытнее прочесть о том, что было всего лишь неделю (ну максимум месяц) назад. Создатели фан-зина зиловцев "Русских ратников" сделали ставку в первую очередь на оперативность и удобный размер, благодаря чему издание запросто может поместиться в карман или в дамскую сумочку.

"Русские Ратники" выходят с 1997 года периодичностью примерно раз в три месяца (получается четыре номера за год и дважды за каждый круг чемпионата) форматом А5, объемом в 18-20 страничек, тиражом 200 экземпляров и стоимостью 10 рублей. Как мне рассказал один из авторитетных людей в рядах фан-движения черно-бело-зеленых, фан-зины других московских клубов такого огромного объема, что каждый номер читать надо не меньше месяца. А фанату хочется по-быстрому ознакомиться: что было на выезде, кто с кем подрался, как прошла поддержка на трибунах, как съездили и тому подобное. В "Русских ратниках" представлена информация за довольно короткий период времени, но в сравнении с другими столичными фан-зинами читателю она преподносится в гораздо более свежем виде.

Фан-зин "Русские ратники" делался как чисто зиловское издание в противовес всему лужниковскому, чтобы объяснить, почему надо болеть за "Торпедо-ЗИЛ", а не за "Торпедо-Лужники".

АТРИБУТИКА

Торпедовские тиффози не только первыми придумали брать на матчи белое полотнище и на нем нитрокраской писать лозунг, актуальный именно для этой игры типа "ВПЕРЕД, ТОРПЕДО" или "TORPEDO WILL WIN".

Сейчас уже мало кто помнит о таком предмете фанатской атрибутики 80-х, как английские шапочки-беретки с козырьком, зеленой пипочкой наверху и расходящимися от верха черными и белыми полосками. Эти шапочки в народе называли не иначе, как "арбузниками". Издалека кажется, будто человек напялил на голову половинку арбуза. Эти "арбузники" были в моде и в нашей стране, их носили многие поклонники московских клубов, черно-белые полосы заменяя цветами своего клуба. Но именно торпедовские фанаты привезли из Англии первый такой "арбузник" и в одном из московских гаражей сшили первую партию из 20 штук. Когда на одном из матчей у торпедовцев увидели сей овощной предмет фанатской атрибутики, их долго доставали вопросами, что это вообще такое, и с чем его едят. То есть носят. И, разумеется, жутко завидовали.

Сезон-1999Edit

После разделения «Торпедо» на лужниковскую и, родную, зиловскую команды произошло разделение и в стане фанатов. Часть из них (в основном «старые»), вместе с великим организатором Василием Петраковым, после долгих, и надо думать томительных раздумьев, ушли за ЗИЛ. Другие же остались поддерживать лужниковское «Торпедо». Приход В.П., как всегда, принес свои плоды. Так, например, 10 «черно-белых» в Читу и [Krasnoyarsk Красноярск] летали на самолете вместе с командой, опять же благодаря стараниям Петракова.

Прошедший сезон у зиловских фанатов, по большому счету, выдался удачным. Хотя дома, обьективности ради, стоит заметить, поддержка была не супер и 40 рыл для Москвы это мало. Зато в выездной деятельности полный порядок: больше всех «золотых» в лиге. Вот имена героев: В.П., Двойник и Страус. Остается порадоваться за людей, которые, имея у себя полноценную высшую лигу, отдают предпочтение первому дивизиону.

«Торпедо-ЗИЛ» - 1999: Нальчик - 8, Ставрополь - 17, Казань - 39, Нижний - 96, Воронеж - 51, Липецк - 11, Чита - 10, Красноярск - 12, Махачкала - 4, Астрахань - 15, Ижевск - 21, Пермь - 32, Смоленск - 57, Саратов - 15, Димитровград - 9, Калининград - 12, Питер - 37, Томск - 3, Тюмень - 4, Орехово - 60, Тула - 35[2]

Сезон-2000Edit

[...] по основным объективным показателям чётко выделяется лидирующая пятёрка фан-группировок Первого дивизиона-2000 - это поклонники московского Торпедо-ЗИЛ, ижевского Газ-Газа, смоленского Кристалла, тульского Арсенала и саратовского Сокола.

Москва есть Москва, и посему по всем показателям поклонники чёрно-белых выгодно отличались от своих коллег по дивизиону. Однако выход в вышку покажет истинную цену Зиловско-Петраковской конторе. В Первом же дивизионе автозаводцев запомнят безумными алкогольными срывами на выездах, великолепной организацией поездки в недружественную им Тулу и потасовка с туляками в Москве, английским стилем боления на домашних матчах. Однако фирма запомнилась и небольшим количеством хардкора – 30–40 человек, правда очень стильно выглядевших.[3]

2000-еEdit

В марте 2005 года был создан футбольный клуб «Торпедо-РГ». 3 клуба, выступавших на тот момент в одной зоне ЛФЛ «МРО Центр Москва» решили объединиться. После переименования «Торпедо-ЗиЛ» в «Торпедо-Металлург» в зоне ЛФЛ появилась «Торпедо-ЗиЛ», составленная в основном из рабочих завода ЗиЛ. В 2003 году эта команда заняла 4 место в зоне, в 2004 она была переименована в «СК Торпедо» и финишировала на 5 месте. В этом же году появилась команда «Смена-РГ», которая объединила две команды «Смена» и «РГ». В итоге команда выступила достойно, выиграв кубок ЛФЛ. В 2005 году команды «СК Торпедо» и «Смена-РГ» объединились в одно целое, и клуб стал называться «Торпедо-РГ». Главными спонсорами стали «Российская газета» и завод ЗиЛ.

В 2009 году клуб сменил название на «Торпедо-ЗИЛ». Главным акционером клуба стал один из давних поклонников «автозаводцев» известный российский бизнесмен Александр Мамут, а спонсором команды выступил спортивный интернет-портал «Чемпионат.ру». Также акционерами клуба стали А.В. Тукманов, В.Н. Филатов, издание «Российская газета» и ЗАО «ЗИЛ Ай Пи», являющееся одной из дочерних компаний ОАО «Завод имени И. А. Лихачева».

1 февраля 2011 года «Торпедо-ЗИЛ» был расформирован[4].

ПрочееEdit

ФанзиныEdit

ВыездаEdit

  • Торпедо-ЗИЛ Москва - 1999, пробиты все выезда!!! (20, три "золотых" - В.П., Двойник и Страус) всего: км - 31011, выездных - 486 + 129, ультрас-лига - 767

Махачкала - 4, Воронеж - 51, Саратов - 15, Калининград - 12, Пермь - 32, Казань - 39, Ижевск - 21, Тула - 35 (всего 100), Чита - 10, Смоленск - 57, Томск - 3, Нальчик - 8, Красноярск - 12, Липецк - 11, Локомотив СПб - 35-37, Астрахань - 15, Тюмень - 4, Торпедо НН - 96, Димитровград - 9, Ставрополь - 17, Орехово - 60

  • Торпедо-ЗИЛ Москва - 2000, пробиты все выезда!!! (18) всего: км - 28379, выездных - 526, ультрас-лига - 723

Саратов - 20, Казань - 41, Ярославль - 72, Смоленск - 51, Пермь - 7, Ижевск - 11, Чита - 7, Тольятти - 86, Томск - 9, Тула - 82, Калининград - 12, Астрахань - 7, Красноярск - 7, Нальчик - 5, Новотроицк - 14, Сочи - 16, Липецк - 43, Локомотив СПб - 36

  • Торпедо-ЗИЛ Москва - 2001, всего известно: пробито выездов - 9 из 10, км - 11196 из 12291, выездных - 370, ультрас-лига - 393

Питер - 45, Самара - 20, Саратов - 150, Волгоград - 4, Владикавказ - 4, Ростов - 20, Махачкала - 2, Воронеж - 100, Новороссийск - 25. Нижнекамск (кубок) - ?

Питер - 25, Самара - 65, Саратов - 40, Волгоград - 20, Владикавказ - 1, Ростов - 15, Махачкала - 12, Ярославль - 120, Элиста - 5

...

  • Торпедо-ЗИЛ Москва - 2009, пробиты все выезда (9), золото: Бегемот

Санкт-Петербург (Север Мурманск) - 9, Санкт-Петербург (Динамо) - 35, Зеленоград (вне зачёта) – 25, Тверь (вне зачёта) - 15 + 10 кузьмичей , Владимир (вне зачёта) - 13, Щёлково (вне зачёта) - 16, Псков – 5, Дмитров (вне зачёта) - 9, Наро-Фоминск (вне зачёта) - 6, Истра (вне зачёта) - 4, Вологда – 3, Череповец – 8, Санкт-Петербург (Смена-Зенит) – 5, Вышний Волочёк – 22, Кострома – 2, Иваново - 5

  • Торпедо-ЗИЛ Москва - 2010, пробиты все выезда (9), золото: Тинки

Смоленск – 8, Тверь (вне зачёта) - 1, Зеленоград (вне зачёта) - 2, Владимир (вне зачёта) - 7, Кострома – 2, Вологда – 7, Череповец – 9, Истра (вне зачёта) - 3, Наро-Фоминск (вне зачёта) - 9, Псков – 5, Вышний Волочёк – 1 автобус (48 человек), Мурманск – 2, Иваново – 4, Кострома – 15.

ПримечанияEdit

  1. Советский Спорт, 16.10.2001
  2. Viking #2
  3. из фанзина Русский Фан-вестник №21
  4. Чемпионат.ру (1 февраля 2011).