FANDOM

1988 - 1995 Магия чиселEdit

Пускай не смущает вас обилие цифр в этой статье, ведь каждая цифра - это история любимого “Спартака”. Нет, не та история, которая отражена в справочниках и мемуарах футболистов, протоколах матчей и документальных фильмах. Голы, очки, кубки и медали - это славные успехи нашего любимого клуба.

Но не менее значимо другое достижение “Спартака” - количество и качество его фанатов. По поддержке дома и на выездах ни одна другая команда СССР или России не может сравниться с красно-белыми.

Мне хочется вспомнить наше недавнее прошлое. Думаю, молодым фанам будет интересно узнать о том, сколько людей ездило за “Спартаком” по стране раньше и сравнить это с днем сегодняшним.

1988Edit

Начнем с 1988 года. (Просто потому, что я сам начал ездить с этого года). Киев - около 1000. После грандиозного мордобоя 87, милиция предприняла небывалые раньше меры - основная масса москвичей с вокзала была отправлена в резервацию на Труханов остров, дабы там мы не смогли безобразничать и бить лица киевлянам. День прошел достаточно спокойно, да и трудно было ожидать чего-либо другого после прошлогоднего скандала.

Днепропетровск - 150. Традиционные стычки с днепрянами. Одесса - ? Это был двойник.

Баку - 50. Последний наш выезд в этот город, “Нефтчи” вылетел в первую лигу.

Питер - 800. Через 5 дней “Спартаку” предстоял матч в Тбилиси.

Тбилиси - 84, Ереван - 67. Двойник, основная масса фанатов неделю оттянулась в Закавказье.

Донецк - 350. В Донецк всегда нас ездило приличное количество.

Минск - 200. Спокойный выезд.

Еще был выезд в Бухарест, на Кубок Чемпионов. 30 человек именно фанатов, старых и уважаемых людей с помощью клуба пробило этот выезд. По тем временам это было большое событие.

Два матча на Кубок СССР, оба в Западную Украину - Тернополь - ?, Никополь - 100. Еще вроде бы кто-то ездил в Баку на матч Кубка Федерации, абсолютно левого турнира.

Харьков - ?

Вильнюс - ?

Алма-Ата - ?

Об этих выездах я информации не имею.

1989Edit

Чемпионский 1989 год. “Спартак” возглавил О.И. Романцев, в высшую лигу вошли Волгоград и Душанбе. Волгоград был первым выездом сезона - 350. Клуб болельщиков впервые отправил туда автобус фанатов.

Киев - 1200. Прошлогодний сценарий - Труханов остров, ОМОН, автобусы, оцепленный вокзал и так далее. Итог матча - 4:1, одна из самых великих побед.

Донецк - 400. После матча менты как обычно отвезли нас на автобусах на станцию Иловайск.

Через три дня после Донецка были два матча в Тбилиси - чемпионат и Кубок. Но как раз в это время в Тбилиси начались волнения, грузины хотели независимости и были столкновения с армией. Поэтому поехать отважилось всего 7 фанатов, хотя от Донецка до Тбилиси ехать в 2 раза ближе, чем от Москвы.

Днепропетровск - 300. Три автобуса от клуба болельщиков, стоимость поездки всего 15 рублей. Два автобуса стариков и один автобус в основном детей (настоящих детей - клубная футбольная команда младшего возраста). Именно этот детский автобус утром около “Метеора” был атакован днепрянами и специально приехавшими хохлами. Мы хорошо отомстили - за час до матча все три автобуса подъехали к стадиону и их пассажиры отпинали местных любителей футбола (так как красно-желтых не обнаружили). Местные менты были не готовы к такому повороту событий - загнав приехавших на поездах фанов в кинотеатр и три раза показав им фильм про Данди-крокодила, они проморгали появление в городе автобусов. В описываемое время во всех городах у милиции уже появились резиновые дубинки, а вот до Днепропетровска эта новинка дойти еще не успела. После выезда появились газетные заголовки типа: “Жертв и разрушений нет”.

А еще спартачи впервые продемонстрировали днепропетровцам “волну” на своем секторе. Диковинная новинка так понравилась местным, что битком заполненный стадион “волнил” минут 20 без перерыва!

Ленинград - 2000. Фанатский рекорд Советского Союза по числу приезжих фанатов, превзойденный нынешним поколением спартаковских фанатов матчами в Санкт-Петербурге в конце 96 года.

Харьков - 500. Тоже получился двойник с Питером, правда, с заездом в Москву.

Одесса - 300. Так много в Одессе нас никогда не было. 4 августа - пляжный сезон в разгаре.

Впервые пробили Душанбе - 18 человек.

Ереван - 26.

Минск - 450. После матча менты прицепили три бесплатных вагона для фанатов.

Вильнюс - 150. Последний тур уже ничего не решал, поэтому такое маленькое количество. Ехали именно с целью подебоширить. Спортивная передача “Арена” целиком засняла этот выезд и показала по ТВ. Жалко, что, наверное, эта запись ни у кого не сохранилась.

Два матча на Кубок СССР. Ярославль - 334. Такая точная цифра появилась потому, что один из нас не поленился пройти по поданной ментами на обратный путь собаке и пересчитать фанов. (Все остальные цифры, конечно, приблизительны - в то время массовые выезда считали скопом, округленно).

Минск - 110. Немного, но это был уже третий Минск за месяц (чемпионат, шайба и вот теперь кубок), и людям просто надоело туда ездить.

1990Edit

1990 год. Распад империи сказался и на футболе - отказались участвовать в чемпионате СССР грузины, а после двух туров снялся с розыгрыша “Жальгирис”. Жаль - чемпионат получился урезанным, да и города исчезли интересные.

Первый выезд Ереван - 22.

Потом был двойник Днепропетровск - 450 – Одесса - 80. В Днепре менты оцепили вокзал, переписали всех москвичей, а затем отвезли на стадион и держали нас на секторе “Метеора” с 12 дня и до 19, то есть до начала матча! Мало кому удалось тогда погулять по городу.

Зато оторвались те, кто из Днепра сразу же поехал в Одессу. 1 апреля там было два события: матч “Черноморец” - “Динамо” К и Юморина. Но приехавшим из Киева хохлам в тот день пришлось не смеяться, а получать московские тумаки.

Донецк - 300. Традиционный Иловайск.

Волгоград - 200. Спокойный выезд. Массовые купания в Волге.

Киев - 400. Лично мне выезд запомнился походом на дубль. (Раньше за день до основного матча играли дублирующие составы). Киевский стадион “Динамо” - 18 000 на матче дубля! Нас, 20 москвичей, оцепили ОМОНовцы, и все равно обстановка была напряженная. После матча менты на автобусе довезли москвичей до гостиницы и уехали. Тут же из кустов на нас набросились хохлы с дубинами. Мы отбились, кого-то из хохлов затащили в вестибюль гостиницы и там отпинали, но и у нас были пострадавшие, а с кое-кого сняли розу и зебру. На следующий день на матче основы киевский ОМОН жестоко отмудохал некоторых фанов, после того как Шмаров сравнял счет, и Десант по этому поводу стал взрывать бомбы.

Минск - 150. Опять репрессии местного ОМОНа за взрыв нами бомбы.

Харьков - 400. Как всегда, в Харьков приехало много фанатов “Спартака” из Белгорода.

Душанбе - 66 человек. Для такого дальнего города это очень много. (Для сравнения: коней там было 13, а хохлов 20). После матча, позорно проигранного таджикам 1:5(!), фанаты орали автобусу “Спартака”: “Мясо, мясо!”, а у футболистов, впервые за 12 лет оставивших “Спартак” без медалей, хватило наглости грозить нам кулаками и орать “Вы все п....сы!”. Такой был там скандал.

Кубки: Рига - 150.

Прага - 144. Знаменитый и легендарный выезд. Махачи фанатов “Спартака” и “Спарты”.

1991Edit

1991 год - последний чемпионат СССР, “прощальным костром догорает эпоха”.

Запорожье - 250. Первый выезд сезона - и сразу же новый город. Менты пытались оцепить нас на вокзале, но так неумело, что все фаны ускользнули. Но милицейская предосторожность была излишней, никаких скандалов в городе не было, москвичи и запорожцы коротали время в пивных.

Донецк - 200. Последний выезд в Донецк. Может быть, попадется в еврокубках. Мне очень нравился этот город.

Одесса - 100. Предыдущий абзац полностью относится и к Одессе.

Минск - 230. См. выше.

Двойник Владикавказ - 5, Ереван - 10.

Матч во Владике был перенесен безо всяких объявлений, (просто в программе “Время” сообщили результат), поэтому так мало фанов впервые пробило этот город. Кролик обломался сделать четвертый подряд (!) золотой сезон.

Двойник Киев - 300, Днепр - 150. Как все-таки не хватает нам сейчас этих городов! А выезд получился на удивление мирным (хотя Кролик пострадал в Киеве очень серьезно). В Днепре менты повезли нас до станции Синельниково (как всегда) и прицепили к поезду два бесплатных вагона для фанатов.

Харьков - 300. После матча менты загнали всю толпу в собаку до Белгорода.

Душанбе - 30. Матчи в Душанбе и Ташкенте игрались через три недели, ехать туда очень долго и дорого, поэтому многие предпочли посетить вернувшийся после долгого перерыва в высшую лигу Ташкент - 70. Матч в Ташкенте был очень стремным, обкурившиеся узбеки на битком заполненном стадионе забрасывали нас камнями. Местные менты, такие же придурки, только в фуражках вместо тюбетеек, арестовали четверых наших и вымогали у нас взятку 1 500 рублей. “А то оформим на 15 суток”. Пришлось собрать деньги и заплатить, ребят выпустили через сутки. Очень красиво в наступающих сумерках смотрелся стадион “Пахтакор” – из присутствовавших на нем 50 000 зрителей половина зажгла газетные факела в честь победы своей команды. Великолепное зрелище!

Кубок СССР: Уфа - 19, Ашхабад - 10. Оба своеобразных города были пробиты в первый, и, наверное, в последний раз. В Ашхабаде азиаты закидали камнями автобус с командой.

1992Edit

1992 год - началось совсем другое соревнование, Чемпионат России. Новые города оказались намного хуже и неинтересней старых. Да еще начались “экономические реформы”, в результате которых поездка в другой город стала очень дорогим удовольствием. Упадок фанатизма, обозначившийся в предыдущем сезоне, продолжался.

Начало чемпионата – с интервалом в четыре дня Нижний Новгород - 300 и Ярославль - 350. После посещения этих городов и краткого знакомства с местными нравами энтузиазма у фанатов заметно поубавилось и наступили времена, когда пришлось считать людей на выездах поголовно, настолько мало стало нас ездить.

Питер - 200. Для Питера это мизерное количество.

Двойник Краснодар - 65 - Ростов - 75. В Краснодаре отдыхали, а вот в Ростове гопники и ростовские кони валили бродивших мелкими кучками спартачей.

Двойник Самара - 50 – Волгоград - 65. Оба двойника – меньше сотни в не очень далеких городах.

Владикавказ - 18. После матча, закончившегося победой признанного гранда отечественного футбола над лезущим наверх выскочкой со счетом 5:2, удрученные поклонники последнего закидали камнями и побили стекла в автобусе команды.

В самом начале сезона был еще выезд на Кубок СССР - СНГ (вот ведь идиотское название!) в Хосту, то есть Сочи - 65 фанатов.

1993Edit

Первый выезд в Ростов собрал всего 38 человек и был самым плохим из мною виденных выездов. Повальное пьянство и абсолютно нулевой гудеж.

Ставрополь, через три дня после Ростова - 25 фанов.

Самара - 32.

Набережные Челны - 4. Очень уж зловещая репутация была у этого города.

Владивосток - 0, Находка - 0. Слишком большое расстояние и слишком мало осталось энтузиастов.

Сумасшедший тройник Владикавказ - 20, Сочи - 100, Екатеринбург - 16. Вся поездка заняла 12 суток, из них 7 мы провели в поездах. Основная масса фанатов приехала в Сочи совместить футбол и курорт, и ехать трое суток на Урал нашлось не много желающих. Тройник сделали 11 человек, вот имена героев – Стропил, Дядя Слава, я, Инвалид, Гудвин, Четверг, Шофер, Асмарал, Жетон и Клаксон.

Нижний Новгород - 100. После того, как Гудвин и Четверг взорвали на секторе дымовую шашку, печально знаменитый ОМОН начал террор. Фаны оказали сопротивление, после чего всех москвичей вывели с сектора, обыскали (причем голодные отнимали даже консервы) и избили.

Камышин - 14. Первый выезд в этот город прошел спокойно (впрочем, как и все остальные).

Волгоград - 55. Волгоградские менты отняли у Агдама “Веселый Роджер”, попытки отстоять флаг были безуспешны.

Кубок России: Нижнекамск - 5 любителей татарской провинции.

Кубок Чемпионов: Рига - 12 добравшихся до нее фанатов, Познань - 15.

1994Edit

Самый неудачный год в плане выездной статистики. Вдумайтесь в эти печальные цифры...

Двойник Ставрополь - 16, Сочи - 14. В городе-курорте после матча местное гопье напало на немногочисленных москвичей.

Тольятти - 20. Вечером после матча в гостинице фанаты получили тумаков от местных бандитов.

Нижний Новгород - 55. Очень мало!

Волгоград - 31. На обратном пути пятеро спартачей во главе с Бабушкой разгромили вагон-ресторан и были повязаны.

Владикавказ - 2.

Двойник Тюмень - 3 - Набережные Челны - 0.

Екатеринбург - 6.

Самара - 8.

Камышин - 2.

Кубок России: Набережные Челны - 4, Тула - 43. В Туле всего 43 человека! Это та самая точка, ниже которой упасть уже невозможно.

На Чемпионат СССР в Киев ездило больше тысячи спартаковских фанатов, а на Лигу Чемпионов - около 450.

Мюнхен - 20 фанатов. В город пивного путча был организован автобус.

1995Edit

Предтечей нынешнего выездного подъема (да какого там подъема – бума, взрыва, урагана) стала поездка в Самару. “Flint's Crew” стали вытаскивать спартаковский фанатизм из того говна, в котором он находился последние три сезона.

Камышин - 33.

Набережные Челны - 5.

Ростов - 6.

Новороссийск - 14.

Сочи - 15.

Самара - 54. Группировкой “F.C.” было принято эпохальное решение: “Едут все!”

Волгоград - 28.

Нижний Новгород - 185. Наверное, пассажиры до сих пор вспоминают тот веселый сидячий вагон.

Екатеринбург - 0.

Владикавказ - 2.

Тюмень - 0.

Кубок России: Екатеринбург - 3.

Лига Чемпионов: Варшава - 48 фанатов + 200 болельщиков.

1996-1997Edit

Ну а в 1996 году дела пошли гораздо веселее. Выездная модель перестала быть уделом нескольких десятков фанатов, а стала подлинно народной. Здорово помогли оба питерских матча в 1996 году. Сколько новых людей приобщились к выездному фанатизму!

1997 год – расцвет и подъем. Питер – ок.3000, Ярославль – 2000, Нижний – 2500, Волгоград – 2500. Просто радующие цифры!

А с подробностями этих выездов читающая публика, я думаю, ознакомилась в номерах “Ultras News”.

Стоит отметить и то, что расширился фанатский набор транспортных средств. Если раньше выезд на автобусе был событием очень редким, то в этом году даже в Челны были пробиты автобусы, не говоря уже о более близких городах: Питере, Ярославле и Воронеже. Некоторые неудобства компенсируются низкой ценой и веселым времяпрепровождением. Результатом массовости наших выездов стало то, что после долгого перерыва возобновились поездки на собаках. Причем не только в Питер или Воронеж, но даже в Сочи и Владикавказ.

С этого сезона началось массовое катание на автобусах и в Европу. Как следствие – зарубежные поездки заметно подешевели (чего стоит только Амстердам за 190 $) и стали по карману большему количеству фанатов.

И.М.