FANDOM

Дабл Севен! Ух, и год же это был! Все от мало до велика, прошедшие школу фаната, должны осознавать, что 77-ой явился годом становлением всего фанатского движения в нашей стране. Так как именно в этом году произошло знаменательное событие: Первый организованный выезд фанатов в другой город! Впервые в истории бывшего Союза!

Все хорошее, что можно было выжать из "семидесятников", пока они были юнцами с незасоренными головами и чистыми идеями до семьдесят седьмого, остались в прошлом. Дворовые компании, которых пруд пруди от старого центра Москвы до новостроек Медведкова или Чертанова, проходили переориентацию. Пение под гитару "хиповых" групп и бесцельное времяпрепровождение в подъездах домов и на развалинах детских площадок постепенно сменяли другие страсти и интересы. Год седьмой седьмого десятка стал переломным в становлении "Спартака" и движения спартаковских фанатов. Остановимся на нем подробнее.

Приведу одно одинокое высказывание из партийной прессы того года и на этом до поры до времени с прессой покончу. "Вечерняя Москва", 10 июля 1977 года: "Как важна была для команды, проводящей матч на первенство страны, поддержка зрителей, У "Спартака есть верные и преданные поклонники, которые своими аплодисментами вдохновляют игроков, придают им уверенность и, если хотите, в какой-то мере дополнительные силы".

"Спартак" начал сезон неплохо. Приход целого ряда игроков, как, например, Шавло, Гаврилов, Ярцев, Павленко, Ноздрин заметно обновил и освежил команду. Старожилы лиги нередко были просто нокаутированы. Главные ключевые матчи "Спартак" выигрывал легко. У "Пахтакора" 3:1, у динамовцев Минска 3:0. А разве можно забыть матч с "Нистру", по ходу которого спартаковцы дважды отыгрывались, но в итоге вырвали победу 4:3. Крупные победы над "Уралмашем" 5:1, ростовскими армейцами 4:0 и "Спартаком" (Ивано-Франковск) 5:0 добавили масла в огонь. На "Спартак" народ стал ходить. Красно-белые стали самыми посещаемыми в Москве. На трибунах началось настоящее веселье. И это в контраст высшей лиге, где футбол был вообще сонный. С возмужанием команды росло и количество фанатов на матчах "Спартака".

Конкуренции особой не было, то есть за кого болеть вопрос был ясен. Правда, ходили (да, да, ходили) слухи насчет количества армейских и динамовских фэнов. Но были очень противоречивые. Кто-то видел на Песчанке человек 20-30. Кто-то на хоккее - 50. А кто-то на турнире по мини-футболу (тогда зимой проводились такие) - аж человек 100. Что было невероятно, и слухи слухами и оставались. До настоящей поддержки других команд Москвы было еще ой как далеко.

Надо отметить, что и "шайба" была тогда в почете. 200-300 фанатов на каждый матч постоянно, а на центровые больше. Семьдесят седьмой бурно вырвался из тихих, неприметных лет болельщицкой жизни. Если до этого фанатов мало кто замечал, то теперь каждый, кто приходил со стадиона, рассказывал о них с особым пристрастием. Мол, есть такие болельщики - фанаты, сходите посмотрите - шоу устраивают грандиозные!

В 77-ом "Локомотив" для "Спартака" стал родным стадионом. Черкизово, Сокольники - именно здесь впоследствии сгруппировались большинство фанатов. "Север" собирал в среднем от тысячи до полутора (к концу сезона уже три). Всегда забитыми были 2-3 сектора. С "Локомотива" и пошла кричалка: "Крейзи Норд Трибун!". Если бы меня попросили бы сравнить все периоды фанатизма по степени их красочности, то на первое место я бы поставил 77-79 годы, а уж потом 81-й, 87 и 96. Хотя кто-нибудь спросит: почему же? Ведь, фирменных флагов не было (так мелькали один-два, и то не всегда). Никаких петард и, тем более, фаеров, дымовух. Это сейчас пипл за неуменеем болеть использует эти предметы, как-то оправдывая свою десорганизованность. О растягах и больших полотнах народ в массе своей не ведал. Пока еще не пришла мода на серпантин и порезанную бумагу, ставшей просто бумом в следующем 78-ом году. Однако то единение душ, тот духовный порыв и та страсть, может быть всего лишь тогда одна, но пламенная, та любовь к команде и команды к своим преданным фэнам, не может сравниться ни с каким больше периодом нашей истории.

Итак "СЕВЕР". Знамена в основном самопалы, в шашечку, полоску или под фирменный. Часто кто-нибудь горн приносил или паровозную трубу и назло милиции в него весь матч дудит каждый третий, чтобы не отобрали. Лес рук, в едином порыве устремляющихся вверх, с двумя растопыренными буквой "V" пальцами. (Именно таким жестом, символизирующим Викторию, следовавшую всегда и везде за "Спартаком", фэны приветствовали друг друга, где бы в Москве не встретились.) При пробитии штрафных и угловых эти два пальца тысяч красно-белых синхронным жестом из-за головы до вытянутой руки указывали на ворота соперника: "Гол! Гол! Гол!" И действительно был гол, и два, и три. "Спартак играл красиво и мощно.

Меж тем, в 77 году исполнилось 5 лет болению. Эту дату фанаты съехались отмечать в Тарасовку. Традиция… Там "Чика" и "Заплаткин" провели импровизированный митинг о политике на ближайшие матчи и рассказывали молодым о том как болеют заграницей и, конечно, о прошлых своих приключениях. Потом был грандиозный сейшн на деревянных трибунах старенького стадиона и коллективное фото на память. Смею заметить, что в 2002-ом году исполняется 30 лет этому самому болению. Но кого это сейчас трогает?

Между делом мы дошли до того, что фанатам стало тесно и скучно в Москве и они расширили зону своей поддержки. Летом семьдесят седьмого был предпринят вояж в Минск. Повторюсь - Первый организованный выезд фанатов в другой город в истории нашей страны! Тут я умываю руки и уступаю слово организатору этого легендарного мероприятия - Сергею Митякову, ибо лучше чем он не расскажешь.

"25 июня 1977 г. трибуны минского стадиона "Динамо" были удивлены, увидев на матче своей команды со столичным "Спартаком" красно-белую группу спартаковских фанатов, прибывших в столицу Белоруссии на автобусе Икарус. А предшествовали этому следующие обстоятельства. Перед очередной игрой на стадионе "Локомотив" в нашей фанатской группе поднялся вопрос о том, чтобы помочь "Спартаку" на выезде в Минске. Некоторые фанаты уже выезжали в другие города самостоятельно и, поэтому был предложен маршрут на поезде. У меня в Люберецком трансагенстве были завязки, и я предложил поехать на автобусе. Автобус до Минска на двое суток стоил тогда порядка 600 рублей, что нас вполне устраивало, т.к. вместимость Икаруса 44-45 человек. В общем, мы скинулись по двадцатке и набрали необходимую сумму на автобус (официальная оплата) и на билеты на матч, плюс еще подкинули водилам автобуса, что было совсем нелишним. Выезд был назначен на 20 часов 24.06.77 г. от ст. м. "Ждановская". 44-х счастливчиков (а мы действительно были счастливы) приехало проводить около двухсот человек и уже в 18 часов вся "Ждановская" была превращена в красно-белое море спартаковских флагов, розеток, шапочек и футболок. Вся "Ждановская" была в шоке, в т.ч. пара ментов, дежуривших на станции.

Автобус, сам по себе красно-белый, был украшен флагами и транспарантами и имел очень экстравагантный вид. Всю дорогу, всю ночь автобус пил, гулял, пел, веселился одним словом, гудел как рой пчел. В шесть часов утра, после десятичасового переезда, мы прибыли в Минск и сразу дали знать о себе жителям столицы Белоруссии громогласным кличем: "В Союзе нет еще пока команды лучше "Спартака". Это в субботу и в 6 утра. Во был кайф!!! До матча оставалось 11 часов. Отдохнув с дороги, испив минского пивка, гуляли по городу, покупали сувениры, искупались на Комсомольском озере в центре Минска. Потом был матч, к сожалению, проигранный 0:1. (Букиевкий забил потрясный гол в девятку собственных ворот). А после матча к нам в автобус пришел "Дед", Николай Петрович Старостин, и в течение получаса или чуть больше отвечал на наши многочисленные вопросы, устроив своеобразную пресс-конференцию, а когда ребята сказали ему, что я заказывал автобус, он пожал мне руку, сказав, что, по его мнению, я организовал великое начинание. Естественно, я был очень польщен этим высказыванием, а руку, пожатую Старостиным, не мыл целую неделю.

По окончании этой пресс-конференции был устроен небольшой бордельчик, (естественно без "Деда"), посвященный первому выезду. Было всего понемножку: и вино, и женщины, и секс. Мне братва подарила большого красно-белого плюшевого медведя. Почти всю ночь мы "гульбарили" возле автобуса, рядом со стадионом, на который сделали вылазку ночью и сняли с флагштока спартаковский флаг, а с ворот сетку, которую порезали на сувениры. В обратную дорогу прихватили с собой 5 минских телок. До Москвы добрались без приключений. Вот так закончилось это историческое событие, за которым в том же 1977 году последовали выезды в Питер, Ярославль, Казань. Но это было все потом, а первый выезд это как первая любовь, память на всю жизнь!"

Сергей Фомин:

...Не помню сейчас кто и как первый высказался за идею поехать в Минск, но сама мысль эта возникла после того как прошел слух что мужики (это те, кому было тогда лет 30-40) ездили в Ярославль.

Идею поездки начали усиленно обсуждать, ребята начали выяснять сколько будет стоить арендовать автобус на такой вот выезд и как всё бы это провернуть. Тогда правда сделали возрастное ограничение - поехать могут только те, кому уже есть 18 лет. Как мне тогда было обидно, я чуть не плакал. Сказал об этом Кольке Сапега и он сказал, ну ты выглядишь достаточно взросло, поехали и всё - только чтобы я об этом не говорил никому больше.... Я тогда чтобы найти эти 20 рублей на поездку ( а именно столько надо было заплатить за поездку), я тогда вынужден был продать гитару... конечно дома был шум, маман сильно обиделась на меня, но... в очередной раз я оказался неуправляемым. И в конце июня мы ( а нас было около 40 человек) от метро Ждановская (сейчас это Выхино) в 20 часов рванули в свой первый выезд!

Уже сейчас, после того как посмотрел в справочниках, я точно могу сказать что эта игра была 25 июня в субботу, а вот тогда я как-то даже и не старался запомнить тот день - ну поехали и поехали, главное было что поехали в другой город болеть за "Спартак"...

Итак, 24 июня 1977 в 20 часов от станции метро "Ждановская" автобус "Икарус" вместе с болельщиками "Спартака" отправился в город Минск. На площади рядом со станцией м.Ждановская тогда был второй автовокзал и нас провожало более 100 человек (хотя некоторые говорят что провожающих было больше 200), но так или иначе автобус красно-белого цвета с болельщиками красно-белой команды отправился на первый свой выезд.

Всех тонкостей той ночной поездки я уже на помню, хотя сидел я вместе с Колькой Сапега с левой стороны по ходу движения ближе к задней двери и мог видеть практически всех ребят в автобусе... а ребята как и положено на ночь приняли успокаивающее, чуть поговорили обо всём, пошумели чуть-чуть и.. и даже еще и поспали чуть-чуть. Приключений никаких не было, доехали спокойно.

А вот утром уже когда въехали в Минск, начались первые приколы - Лёха "Чика" взял с собой пачку разных спортивных фотографий (в основном это были фотографии сделанные в виде открыток и посвящены они были хоккейной суперсерии СССР-Канада 1972 года), и стал он вот тогда эти фотографии выкладывать прямо на улице: отбежит от нас метров на 20-30, положит несколько фотографий на асфальт и тут мы с криками "Спартак" бежим и хватаем эти фотографии. Ну, ладно мы так себя вели, но там еще и местный народ тоже начал бегать за Лёхой с криком "Дай мне, дай мне" ...сейчас вот сижу и улыбаюсь всё это вспоминая. То что видишь глазами всё-таки тяжело описать.

Просто попробуйте себе представить - Утро. Кругом тишина, люди еще спят - всё-таки первый выходной (суббота) после трудовой недели... И тут в городе появляется автобус с неизвестными до этого момента болельщиками "Спартака"...и тихое утро перестаёт быть тихим - мы приехали!

Сначала была еще путаница со стадионом на котором должна была проходить игра - вроде была изначально информация что играем на одном стадионе, а выяснилось что на самом деле матч будет проходить на другом стадионе. Уже сейчас я могу спокойно назвать по фамилии тех кто был тогда у руля этой и поездки, а тогда только известны были имена, даже "погонялами" не все обладали, так Сергей Митяков тогда оформил аренду такого автобуса. Так вот Серёга, Толик Хафизов да и еще пара ребят вышли там в Минске на руководство нашей команды - на Н.П.Старостина и К,И.Бескова с просьбой помочь пройти нам на стадион и сидеть на трибуне всем вместе. И конечно же нам в этом помогли - мы сидели все вместе и ни как сейчас устраивают гостевой сектор за воротами,а почти по центру футбольного поля.

Все эти вопросы мы решили практически до обеда, а игра была вечером, у всех у нас появилось свободное время. Некоторые ребята остались досыпать в автобусе, некоторые пошли смотреть город, а часть ребят еще и "медовуху" посетили ( такой винный погребок) который располагался практически напротив стадиона...

...Матч мы в тот раз проиграли. После одного из навесов в нашу штрафную В.Букиевский срезал мяч в собственные ворота. На стадионе мы хоть и старались кричать весь матч, но если честно, то... то, так как сейчас запускают шизу на "В" трибуне, тогда такого вот не было...

Но всё равно после этого нашего выезда отношение к нам изменилось - нас уже начали считать как ОБЩЕСТВО БОЛЕЛЬЩИКОВ "СПАРТАКА", с нами начали считаться... Ну, а от себя я еще могу добавить про эту поездку в Минск что один раз я заставил всех посмеяться над своим криком-призывом когда после пропущенного мяча прокричал: "Вперёд, красные соколы!" и то что с этого выезда я привёз настоящий спартаковский флаг с орденом Ленина (размер которого был около 2х3м) который после матча я снял с флагштока прямо на стадионе...

Возвращались мы уже на следующее утро и во время дороги, чтобы скоротать время в пути Сергей Митяков попросил у водителей микрофон и рассказывал на весь автобус по громкой связи разные смешные истории...

В Москву мы приехали под вечер 26 июня, в тот день отмечался день молодёжи и часть ребят рванула на танцы...

...а в октябре у нас уже был второй выезд... Выезд, на котором нас уже было более 500 человек... [1]