Fandom

Ultras Wiki

Сокол Саратов

1,239pages on
this wiki
Add New Page
Comments3 Share

ИсторияEdit

Положение дел в 1993 г. неизвестно, хотя в прошлом сезоне фанаты "Сокола" еще группировались на трибунах местного стадиона. Основаны в 1989 г. Цвета: сине-белые, флаги полосатые, как футболки самой команды. Отличались дружелюбием по отношению ко всем фанатам, приезжающим в город. Конфликты были только с соседями из Куйбышева. На выезды ездили регулярно, в основном туда, где поближе. Одним из самых серьезных выездных инциндентов, считают потасовку в Рязани в 1989, где урвали по башкам и еле унесли ноги на разбитом автобусе. Вели неприметный образ жизни, хотя и отличались дружной поддержкой в Саратове.

Саратовский фанатизм пустил свои первые ростки в 1985 году, когда "Сокол" выступал во второй союзной лиге[2]: на 3-м секторе одноименного пятитысячного заводского стадиона на 3-й Дачной улице возник первый отряд молодых людей, болеющих нестандартно. Этот сектор в болельщицких кругах того времени называли не иначе, как "грядка".

В 80-е годы по всей стране, как грибы после дождя, росли так называемые КЛФ — клубы любителей футбола. Не отстал в этом отношении и Саратов. Тогда же появились первые самодельные флаги, материал для которых "одалживался" с летних тентовых торговых палаток, так как они были окрашены в цвета, полностью совпадающие с официальными цветами клуба.

В 1986-м на секторе-грядке появился парень из Волгограда, который учился в одном из саратовских ВУЗов. Он охотно поделился опытом волгоградских "тиффози", после чего многие особенности волгоградского "боления" были адаптированы к саратовским условиям, а в кричалках слово "Ротор" заменили на "Сокол". В те далекие времена на фан-секторе собиралось в среднем человек по 40. А благодаря Эдику-трубачу, который имел профессиональное музыкальное образование, создавался особый колорит.

В том же 1986 году на переходном матче за право на следующий год выступить в первой союзной лиге с луганско-ворошиловградской "Зарей" саратовцы впервые стали свидетелями присутствия на своем стадионе приезжих фанов в количестве 35-40 человек. Это оказало своеобразное влияние на умы саратовских "фантасмагоров" и навеяло мысль о том, что и самим пора начать собственную выездную эпопею, которая успешно взяла старт два года спустя.

Исторический первый выезд состоялся 14 августа 1988 года в город Волжский, что в 380 километрах от Саратова. Желающих набралось более сотни, но автобус был выделен только один. Кстати, официально эта поездка носила отнюдь не фанатский характер — тогда строго следили за всеми неформальными молодежными объединениями. По этой причине в бумагах местного райкома комсомола, который предоставил автобус, все саратовские "суппортеры" были оформлены как туристы, заплатившие за экскурсию с посещением футбольного матча по 14 рублей с носа. В общем, на волжском стадионе имени Логинова на матче с местным "Торпедо" присутствовало 44 саратовца (по количеству мест в автобусе).

В начале 90-х все это дело на некоторое время заглохло. В 1993 году началось возрождение саратовского фанатизма, а в 1997 возникла группа "White-Blue Rovers" ("Бело-синие бродяги") по инициативе фана по прозвищу Малыш, который больше известен в своем городе как "человек, способный поднять волну на трибунах". Первая группа насчитывала парней пятнадцать, но за три года существования "Rovers" саратовское фан-движение возросло до 150 человек в возрасте от 14 до 40 лет.

В 1997-99 годах Сокол занимал в 1 лиге 3-е место, уверенная и стабильная игра команды, привлекала на стадион и в частности на фан-сектор, большое количество народа, что несомненно сказывалось на атмосфере во время матча и качестве поддержки команды.

Blue-White Rovers.[3]

Учитывая то, что «Сокол» уже 2 сезона подряд борется за место в вышке, активизировались и саратовские фаны. Хотя 40 человек на домашке для такого крупного города, учитывая и хорошую игру команды, очень даже мало.

В плане выездов тоже интересная ситуация. Например, в Москву, куда был выделен целый вагон, собралось 54 человека, а в Смоленск, который был в паре с Москвой, поехал всего 1 (!) Акула, который в итоге и сделал «золотой». Конечно, без помощи клуба не обошлось, т.к. в Читу, Красноярск и Махачкалу фаны летали на самолете с командой, а так, вообщем, вполне нормальные выездные цифры.

Blue-White Rovers-99: Орехово (матч проходил в Саратове), Тула-17, Ижевск-6, Пермь-2, Москва-54, Смоленск-1, Калининград-1, Питер-6, Тюмень-4, Томск-1, Нальчик-2, Ставрополь-9, Казань-37, Нижний-30, Димитровград-58, Воронеж-90, Липецк-12, Чита-4, Красноярск-4, Махачкала-4, Астрахань-17.

2000 год стал кульминацией выступления в первой лиге, безоговорочное первое место за несколько туров до конца чемпионата и оформление путевки в высший свет Российского футбола стало настоящим праздником для болельщиков. Именно с 2000 года выездные показатели бело-синих фанатов резко возросли: пробивались все выезды сезона, а трибуны домашней арены "Локомотив" каждый матч заполнялись «под завязку».

Москвичей мало чем можно удивить, но даже продвинутые московские фаны поразились и устроили грандиозные овации местным болельщикам, бурные и продолжительные, увидев знаменитую "саратовскую перекличку". Это когда в едином порыве тысячи глоток с Восточной трибуны заряжает : "Со-кол Са-ра-тов!", а Западная мгновенно скандирует в ответ: "Выс-ша-я ли-га!" И такая перекличка продолжалась на протяжении нескольких десятков минут через футбольное поле.

Премьер-лига открыла для нижневолжских суппортеров новые горизонты, появились новые враги, что послужило еще большим толчком к развитию фан-движения в Саратове, образовались группировки "Falcon city" и "Model-64".

В 2003 году "Сокол" снова стартовал в первом дивизионе и именно с этого года началось постепенное ослабление движа, уходили старые фанаты, а на их место почти никто не приходил, в 2004 году команда могла снова выйти в "вышку", но сделать это не дали деньги и не чистые на душу люди, которые и решили судьбу клуба.

В 2005 году команда вылетела из первой лиги, а в последствии и вовсе прекратила свое существование под именем "Сокол". Больше всех удар почувствовали представители фан-движения, многие отошли, другие просто стали приходить на стадион, чтобы в стороне спокойно посидеть, посмотреть матч, так как в 2006 году команда под названием «Сокол-Саратов» играла в КФК.

В 2007 команда начинает выступать во второй лиге, в зоне "Урал-Поволжье", постепенно отошли от шока и фанаты, но на секторе в большинстве своем собирались молодые и новые парни, «старикам» такая команда с другим именем уже была не нужна. Приток новой крови сказался и на появлении новых фирм — это ультрасы "La Sponda Destra" и хулиганы "Т-64".

По второй лиге с 2007 по 2010 включительно саратовцы катались сравнительно не большим количеством народа, в среднем 30 человек, и, к сожалению, в сезоне пробивались не все выезда. Основной причиной становился календарь, ведь игры могли проходить посреди недели.

В 2008 году умер знаменитый фан Федорыч, в последствие было решено проводить в день его рождения 11 августа «День болельщика».

В 2009 году пришлось обойтись без автопробега, а в 2010 удался настоящий праздник, был проведен футбольный турнир с участием дворовых команд, посещение могилы Федорыча и кульминация-автопробег по дорогам Саратова и Энгельса. На праздник приехал знаменитый вратарь многих команд и в частности "Сокола" Платон Захарчук.

Человек, совершенно справедливо называющий себя фанатом, известный в Саратове как Федорыч, в возрасте 78 лет совершил то, что у настоящих ультрас считается истинной доблестью. В сезоне-99 он впервые за свою поистине долгую жизнь добрался до Липецка вместе с другими саратовскими "суппортерами" на четырех "собаках" (т. е. электричках), проделав путь около 500 километров. И точно таким же образом вернулся назад в Саратов. В 72 года этот энтузиаст, все так же полный сил и энергии, начал писать книгу об истории саратовского футбола.

См.такжеEdit

МахачиEdit

ВыездаEdit

ПримечанияEdit

  1. Русский Фан-Вестник #10
  2. http://onedivision.ru/club-1181/fan
  3. Viking #2

СсылкиEdit

...В 2001-м году фанаты московского Спартака на хоккее встретили группировку местных фанатов ХК Кристалл Саратов. Группировка была немногочисленна и очень по-гоповски настроенна...

...В 1995-м году в городе был зарегистрирован клуб болельщиков баскетбольного Автодора: Волжская бригада (существует аж с 1992 года). Были на всех интересных выездах во внутреннем чемпионате, а также в еврокубках. Так было до 2002 года. Сейчас команда вылетела во вторую по значимости лигу. Игры Автодора изредко посещают фанаты все того же Сокола или Кристалла