FANDOM

ИсторияEdit

HORDE ZLA SARAJEVO

Хорде Зла (ретро)

HORDE ZLA SARAJEVO 1989

Хорде Зла (1989)

В Мусульманском Сараево есть 2 клуба - ФК Сараево (КБ цветов) и Железничар (Железнодорожник). Естественно фанаты этих клубов ненавидят друг друга едва ли не сильней чем сербов и Хорватов. Использование различного оружия в столкновениях характерно для этих мест.

Сараевские клубы являются лучшими в стране по игре и регулярно играют в еврокубках (как правило не дальше отборочного раунда). Поединки этих клубов с Борацом из Баня Луки и Зриньски из Мостара всегда являются принципиальными... за пределами поля. На трибунах сараевских клубов можно часто увидеть мусульманскую и турецкую символику.

После того как закончилась Вторая мировая война, боснийские коммунисты озаботилисьвопросом создания футбольной команды, которая будет представлять город и республику на национальном уровне. Таким образом, в 1946 году в главном населенном пункте Боснии появился новый футбольный клуб. В отличие от Железничара, Сараево выражал именно боснийские интересы, а его болельщиками становились представители местной партийной номенклатуры и жители «Старого Сараево», исторического района Врхбосны, в котором проживали этнические боснийцы. Сначала команде постеснялись дать название «Сараево» (югославские коммунисты могли указать на боснийский национализм), взяв скромное наименование Торпедо. Впрочем, как Торпедо клуб просуществовал только один год.

Тесные связи «бордово-белых» (основные цвета Сараево) с политической элитой Боснии позволили консолидировать в команде лучших футболистов, являвшихся боснийцами по национальности. Партийная верхушка даже обязала нескольких ведущих игроков Железничара перейти в Сараево, что моментально вызвало предсказуемое недовольство в рядах болельщиков «Жельо». Сараево дважды выигрывал югославский чемпионат, и после каждого раза саппортеры Железничара говорили: «Нашими силами! Нашими футболистами!»

Сторонники команды исторически были известны как Pitari, что буквально значит «изготовители пирогов». Несмотря на безобидное кондитерское прозвище, сараевские хуллз никогда не считались мирными саппортерами, и пути развития ультрас-бригад они предпочли широкую ниву околофутбольного хулиганизма.

Первые массовые беспорядки с участием фанатов Сараево датируются 1986 годом, когда приезжие футболисты и болельщики были заброшены всевозможным скамом бордового цвета – главного колора боснийского клуба. Тогда администрация Сараево решила, во избежание каких-либо беспорядков, предоставить своим беснующимся саппортерам постоянные места на одном из секторов стадиона. Фанатов разместили на Северной трибуне Олимпийского стадиона Асим Ферхатович.

С тех пор и по настоящее время группировка фанатов ФК Сараево зовётся Horde Zla (Злая орда), они - одна из лучших групп в стране, на домашних матчах регулярно можно увидеть корео, на выездах - внушительное по местным меркам количество народу, хорошее пение, розы у всех поголовно, неплохие пирошоу.

Видео:
http://uk.youtube.com/watch?v=gS1WGhutYzU
http://uk.youtube.com/watch?v=psQHJCs7fn4
http://uk.youtube.com/watch?v=nwzHuz2tkj0

Радикальная националистическая политика HZ, и их боевые акции привлекали в бригаду все новых и новых членов молодежных субкультур Боснии, и уже в 1988 году сараевская фирма стала крупнейшей в боснийском регионе. Тогда же была устроена поножовщина на выездной игре в Мостаре. Эта акция характеризовалась большим уроном частным домам города, магазинам и ювелирным лавкам, что впоследствии станет визитной карточкой Horde Zla: для бригады было важно не только одержать победу на ристалище, но и нанести при этом максимальный урон и разрушения на территории противника.

В отличие от других боснийских фирм, HZ подчеркивала свою национальную принадлежность, и всегда называла себя именно бошняками, а не представителями Югославии. Первый этнический конфликт произошел в 1989 году, когда сараевские хуллз напали на приезжих саппортеров из Белграда (сербов) во время баскетбольного матча Босна - Црвена Звезда.

В 1991 году на выездном матче в Белграде бошняки атаковали знаменитую сербскую дружину Grobari, представляющую футбольный клуб Партизан. На этот раз, плоды поножовщины собрали кровавую жатву: близ стадиона Югославской народной армии приезжая фирма зарезала двух «могильщиков».

После Боснийской войны, вспыхнувшей в 1992 году как острый межэтнический конфликт между сербами, хорватами и боснийцами, установили памятную стелу, на которой поименно перечислены члены Horde Zla, погибшие в Боснийской войне.[1]

Боснийская войнаEdit

Фиаско проводимой преемниками Тито национальной политики, распад мировой социалистической системы, всплеск национального самосознания «малых народов», обострение межэтнических конфликтов – все это привело к распаду Югославии, характеризовавшемуся гражданской войной.

Боснийская война началась в 1992 году, в качестве острого межэтнического конфликта между сербами, хорватами и боснийцами. Боснийцами называют тех людей, которые имеют гражданство Боснии и Герцеговины, независимо от религиозной или этнической принадлежности; сам же титульный этнос (южные славяне, обращенные в ислам во время вхождения Боснии в Османскую империю) предпочитает самоназвания «бошняки» или«муслимане». К моменту распада Югославии население Боснии и Герцеговины состояло из бошняков (44%, преимущественно мусульмане), сербов (31%, в основном, православные) и хорватов (17%, главным образом, католики). Большинство сербов, проживавших в Боснии, вынужденно покинули страну, так как ненависть к ним со стороны бошняков была слишком сильна. Сербов обвиняли в резне в Сребренице, одним из самых кровавых эпизодов Югославской гражданской войны, когда их войска убили до 8.000 безоружных боснийских мужчин, в том числе мальчиков и стариков. Впоследствии Международный трибунал по бывшей Югославии квалифицировал Сребреницкую резню в качестве геноцида боснийского населения.

Кроме того, сербы 1395 дней осаждали Сараево (одна из самых протяжных осад в новейшей военной истории), в результате чего население города сократилось на 35%. В Боснийской войне принимали участие многие, как бывшие, так и на тот момент официально действующие футболисты Железничара и Сараево. В основном, конечно, это касается игроков Сараево, который всегда тяготел к полностью боснийскому составу. Представители Железничара отправлялись по своим странам: экс-«железнодорожники» сербского происхождения воевали на стороне сербов, хорваты – на стороне хорватов, бошняки – на стороне боснийцев.

Если в середине прошлого столетия самым популярным клубом Боснии считался Железничар, то в конце XX века, на фоне националистических настроений, пальма первенства перешла к Сараево.

После войны же именно «бордово-белые» отождествлялись у бошняцкого населения с родной страной, ее титульным этносом и главным городом. В новом чемпионате новой страны большинство ее населения поддерживали именно футбольный клуб Сараево. [2]

Сезон-2009/10Edit

200906:58

2009. Sukobi Hrvata i Muslimana u Sirokom Brijegu

Широки БриегСараево, 2009. Полицейское видео

В 2009 году до, во время и после матча Широки БриегСараево состоялись грандиозные беспорядки, самые мощные в истории боснийского футбола. Horde Zla утверждает, что бойню спровцировали прохорватские власти города Широки Бриег: автобусы из Сараево были остановлены слишком далеко от стадиона Пецара, на открытой местности, став, таким образом, отличной мишенью для противостоящей фирмы, которая сразу же начала артобстрел транспортных средств с помощью камней. Horde Zla не стала отсиживаться в обороне: усиленная двумя сотнями бойцов «Red Army» (фаны Вележ Мостар, дружественные Сараево) она начала планомерную атаку города, разбивая витрины магазинов, нападая на прохожих и поджигая автомобили – в том числе, даже полицейские.

О полицейских стоит сказать особо. Мало того, что боснийские стражи правопорядка не считаются лучшими в мире, так еще их выделили в количестве всего лишь тридцати человек, хотя противостояние между Skripari и Horde Zla выглядело достаточно предсказуемо. Силы специального назначения, прибывшие на место конфликта тогда, когда город Широки Бриег напоминал базу военных действий, не стали разнимать противоборствующие силы, а просто начали укатывать в асфальт представителей HZ и RA. Более того, применялось огнестрельное оружие, в результате чего четверо фанатов из Сараево оказались в больнице с «огнестрелами», а для еще одного, Ведрана Пулича, вояж в Широки Бриег оказался последним в жизни.

В убийстве обвинили Оливера Кнежевича, члена фирмы Skripari, который во время Боснийской войны входил в Хорватский совет обороны, вооруженное формирование хорватов Боснии и Герцеговины. Кнежевич сбежал в Хорватию уже через несколько часов после ареста, и его отказались выдавать боснийским властям, так как между странами по этому вопросу нет согласительного пакта. Предполагалось, что Кнежевич совершил убийство, используя автомат Калашникова, однако, после необходимых процедур, оказалось, что Ведрана Пулича застрелили из полицейского пистолета. В конце концов, по обвинению в убийстве арестовали полицейского Драгана Вуйовича, на руках которого обнаружили следы пороха. Кроме того, полисмен провалил тест на детекторе лжи.

В Сараево состоялась массовая демонстрация, организованная членами Horde Zla. Начавшаяся в качестве направленной против полицейского насилия, она постепенно вылилась в настоящий антихорватский митинг с лозунгами «Босния – для бошняков!» и «Хорваты! Вон из страны!»[3]

Сезон-2010/11Edit

Solidaritätsaktion in Dresden

Im Oktober 2009 kam der FK Sarajevo-Fan Vedran Puljic bei Auseinandersetzungen durch einen Schuss eines Polizisten in Siroki Brijeg ums Leben. Vor wenigen Wochen wurde der Prozess eröffnet, unter den Angeklagten sind auch Fans. Die Anhänger von Dynamo Dresden sammelten Spenden für ihre Freunde aus Sarajevo.

Insgesamt sind 13 Fans des bosnischen Vereins und lediglich zwei Polizisten angeklagt. Der Polizist, der den tödlichen Schuss abgab, floh während seines Gefängnisaufenthalts angeblich nach Kroatien, weshalb er zur Zeit nicht belangt werden könne. Den angeklagten Fans des FK Sarajevo wird unter anderem Angriff auf Staatsbedienstete vorgeworfen. Um alle anfallenden Kosten für die Anwälte der Fans zu stellen, rief die größte Fangruppierung des FK Sarajevo, die Horda Zla 1987, zu einem großen Spendenmarathon auf. Ziel der Aktion waren 10.000 Euro. Symbolische 1953,- Euro kamen bei der Spendenaktion aus der Dresdner Fanszene, die damit helfen möchten, dass die Wahrheit über den Tod von Vedran Puljic ans Licht kommt und ihren Angaben zufolge die Gerechtigkeit siegt.[4]

Сезон 2011/12Edit

Политические взглядыEdit

Хорде Зла - аполиты с антирасистскими взглядами, поэтому у них союз с Ультрас Динамо Дрезден, который начался с того, что немецкая молодежь подыскала себе команду с похожими цветами.

ДербиEdit

Дерби Баня Лука - Сараево

Дерби Железничар - Сараево

ПримечанияEdit

  1. http://football.ua/isla/news/167253.html
  2. http://football.ua/thirdhalf/news/192876.html
  3. http://football.ua/isla/news/167253.html
  4. Stadionwelt, 14.04.2011