FANDOM

1984-1993Edit

Skarostov

СКА Ростов-на-Дону

Фанаты у ростовского СКА появились в 1984 году[1] [2]. Это был предпоследний сезон выступлений армейцев в союзной вышке. Великая победа 6:1 в Москве над "мясом" до сих пор в памяти армейских поклонников. Первый фанатский выезд пробил Лотя в 1984-м в Тбилиси. С этого момента и пошел отсчет выездам, не смотря на то, что очень большая группа простых болельщиков еще в 1981-м ездила в Москву на финал Кубка СССР, а также на матчи в близлежащие Ворошиловград и Донецк.

В 1985-м СКА волею судьбы покинул Высшую лигу. После домашнего матча с "Шахтером", когда армейцы потеряли даже теоретические шансы остаться в высшей лиге, колонна армейских фанатов прошествовала через весь город. В том году фаны сделали выезды в Киев, Харьков, Днепр, Донецк, Одессу, Воронеж.

С вылетом СКА в 1 лигу фанатизм стал потихоньку угасать, банда в 50-70 человек считалась уже маленькой. Хотя в 1986-87 гг. собиралось до 2-3 сотен красно-синих цветов. В ближние города — Краснодар, Ставрополь, Волгоград, Воронеж, Запорожье, Симферополь — ездило по нескольку десятков человек, в более далекие — не больше десяти.

В первой лиге злейшими врагами СКА были их коллеги из "Ростсельмаша", которых звали не иначе чем "свиньи", "Карпаты" Львов, с которыми в 1983 г. был нешуточная махаловка на стадионе "Дружба" во Львове[3]. Бились не только морды, но и припаркованные автомобили (была даже статья в "Советском спорте"). Те же дела творились в Воронеже. Но самыми ненавистные были все-таки "свиньи" (или "хрюши"). Матчи "дерби" собирали полные стадионы, а после них в парке шли побоища. Ни один (!) матч между СКА-РСМ не прошел тихо. Страсти накаляли руководители и игроки, "сельмаш" всегда мешал СКА - подкупал игроков и судей, делал мерзкие пакости, переманивал футболистов. Даже в прошлом году отрядил 7 игроков "основы" в дубль "РСМ" на матч со СКА (2 лига), лишь бы не дать выйти армейцам в 1 лигу.

Всегда была крепкая дружба с фанатами ЦСКА. Делались даже совместные выезды, из-за солидарности даже враги были общие: "мясники" и "хохлы". С первыми разногласия появились после того как в середине 80-х СКА долбанул 6:1 (!) в Москве. После этого памятного события дончане сморозили классную феньку: "На Дону команда есть, что со счетом один-шесть победила Спартака, и зовется она СКА-А-А!". Насчет хохлов тоже имелась речевка: "ЦСКА и СКА Ростов в рот е___ли всех хохлов". Хорошие отношения были также с фанами "Таврии" Симферополь, "Металлурга" Запорожье, "Шинника" Ярославль, "Зари" Луганск.

Дерби с участием двух ростовских команд носили принципиальный характер — и на поле, и на трибунах. Разборки красно-синих и желто-синих не раз выходили за пределы стадиона. У стариков до сих пор свежа в памяти игра 1988 года на стадионе соперника, которую СКА выиграл 5:1. Бешеный настрой красно-синих вылился в погромы трамваев и грандиозное глумление в центре города. В итоге, после столь знаменательной победы арестовано около 40-50 фанов СКА.

В том же 1988-м началась война с фанами ставропольского "Динамо". Куча разборок и мелких стычек в конечном итоге вылилась в разгром автобуса с футболистами Ставрополя, оставшийся без единого стекла. После этих событий силы правопорядка взялись за жесткий контроль фанатского сектора на домашних матчах.

В 1989-м случилось столкновение с суппортерами краснодарской "Кубани". Этот год стал последним для СКА в Первой лиге.

Следующие десять лет СКА прозябал во Второй лиге и даже пару раз опускался в Третью. Но жизнь на этом не заканчивалась, время шло, одно поколение сменялось другим. В 1990 году были пробиты первые два выезда — Пятигорск (31 человек) и Новороссийск (25), они-то и оставляли какие-то надежды на то, что фан-движение СКА не заглохнет.

В 1991-м на стадион ходило всего 800-1000 самых преданных, из которых лишь 10-15 были фанатами. На следующий год СКА, казалось бы, снова устремился наверх. Начался подъем и у фанатов, но вожделенная Первая лига повернулась лицом не к нам, а к камышинскому "Авангарду". И — все заново...

Если считать двух крейзи Секу и Чеснока - то фанатизм еще не умер, а говоря по-большому счету, его уже нет. И хотя эти двое плюс Агент, да еще несколько ребят как-то ездят и болеют (самый массовый выезд - 1991 г. Волжский - 8 человек), но назвать сей консорциум фан-группировкой трудно. На матчи ходит 500-600 самых преданных болельщиков, может наберется десяток фанов. Очень грустная картина, очень...

1993-2010Edit

Дальнейшие шесть лет — 1993-98 — не принесли ничего особо интересного. В движ пришло несколько новых людей, выезда (Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская, Воронежская, Ростовская области) пробивались в 3-5 человек и заканчивались повальным пьянством. В этих местах даже болельщики местных команд не имели представления о фанатах, и во время матча смотрели не на футбол, а на приезжих суппортеров.

Радовало только одно — поездки за ЦСКА, где не возникало никаких проблем. Армейцами были посещены города как ближние по отношению к Ростову (Новороссийск, Сочи, Волгоград, Воронеж, Владик), так и дальние (Ярик, Нижний, Питер, Самара, Екатеринбург, Тюмень). Но это уже другая история...

В 1997 году появилась еще одна волна новых фанов. Фан Палас сделал на заказ первые шарфы с надписью "СКА Ростов. Россия без свиней".

Благоприятные времена (и для клуба, и для фанатов) начались в 1999-м. СКА дважды подряд боролся с "Кубанью" за выход в Первую лигу, и оба раза оставался вторым, в шаге от повышения. В 1999-м состоялись два самых громких за последнее десятилетие дерби СКА-Ростов. Оба раза побеждали армейцы — и на поле, и за его пределами. Кроме того, в 2000 году были сделаны первые два баннера — "СКА Ростов" и "Слава России".

В 2001-м СКА, наконец, занимает первое место в зоне "Юг" и, обыграв в стыковых матчах "Светотехнику" Саранск, выходит в Первый дивизион. Этот сезон стал самым лучшим за последние десять лет. Количество суппортеров значительно увеличилось — до 60-80 человек. Пробиты Майкоп (18), Хоста (35), Ставрополь (52), Изобильный (40), Краснодар (80), Анапа (25), Гулькевичи (10), Саранск (47). Состоялось одно из мощнейших столкновений между хулиганами СКА и Ростова.

Потом наступила пора застоя. Можно отметить "золото-2004" фана Кадра, пробивавшего некоторые выезды в гордом одиночестве.

В 2006 году сразу четыре человека стали "золотниками". Стоит упомянуть и о выездных матчах, на которых на трибунах было не менее 30 человек: Владикавказ, Анапа, Волгоград, Майкоп, Ставрополь, Сочи, Краснодар. В последнем состоялось пересечение с фанатами "желто-зеленых" закончившимся вничью. В упомянутом сезоне армейцы в составе альянса (СКА - Ротор - Динамо) потерпели жесткое поражение от болельщиков второй ростовской команды.

Следующий год команда стартовала в Первой лиге и первый же выезд в Курск стал самым массовым во всей истории — 170 человек. Деня второй сезон не пропустил ни одного матча родной команды, а Жардел проделал путь по железной дороге в Хабаровск (в следующем сезоне аналогичный вояж совершил Лыжник). Стоит отметить и массовый выезд в Москву на кубковый матч с "Динамо" — 140 человек.

Очутившись в Первой лиге не по спортивному принципу, команда по такому же принципу и покинула ее... Вновь Вторая лига. Людей стало ездить меньше, зато удалось посетить игравший всего несколько туров Абинск. Традиционно посещались Ставрополь, Пятигорск, Майкоп, Новороссийск. Героем этого периода стал фанат Золотой, который в 2009 и 2010 году сделал золотой двойник. В минувшем сезоне компанию ему составили Царь, Соник и вновь, как и шестью годами ранее, Кадр.

Отдельно стоит отметить флагманов среди выездных суппортеров, а именно Чеснока, имеющего на данный момент 139 выездов за СКА и 77 за ЦСКА, также Зайца и Деню, катающихся более 30-ти лет, но не ведущих счет выездов. Все в обойме и поныне.

Сезон-2006[5]Edit

Армейцы Ростова имеют давнюю и богатую историю. Наряду с фанатами волгоградского Ротора и ставропольского Динамо - это старейший движ в нашей зоне. Черт возьми, сколько же самобытных команд в 2006-м году свела судьба в одной из зон второй лиги...

В этом сезоне армейцы продемонстрировали, что существуют несмотря ни на какие невзгоды. Клуб давно не радовал своих фанатов, однако это не мешает им показывать приличные выездные цифры. Так, например, фанам СКА удалось поставить немало «рекордов» по посещаемости разных городов. Конечно, сказывается географически удачное положение, регулярное предоставление клубом автобусов, но в любом случае 35 во Владикавказе - прекрасный результат.

Прекрасно выглядели фаны и в Волгограде, где единственные за весь сезон смогли показать достойную грядку в нашем Колизее. Больше полтинника их было и в Ставрополе, Сочи, Майкопе, Краснодаре - и это тоже рекорды привоза фанов, причем зачастую цифры вдвое превышают ближайших преследователей.

Завершая тему цифр хочется отметить, что сразу 4(!) армейца пробили золото – Голландец, Деня, Волос и Вольдемар Штрассер. И это тоже рекорд! Остается только ждать, что кто-то из них, или новые дерзкие ультрас, повторят рекорд в более сложных условиях – в первой лиге.

В плане шизы и зрелищности тут все несколько хуже, чем у уже описанных осетин: несколько файеров (например, в Краснодаре, на фото), средняя шиза, периодическое пьянство и глума. Корео не проводится, тряпок немного, флагов нет. И самое неприятное, что нет людей, всерьез занявшихся подъемом ультры.

Даже показывая большие цифры на выезде (40 - Волгоград, 50 - Майкоп), ростовчанам не удается наладить слаженную, грамотную, мощную шизу. В пении тоже неуд.

Что касается хулиганки, то в этом плане у армейцев все в поряде. Наличие оппонентов прямо в городе не позволяет расслабляться. Помимо этого было зафиксировано несколько крупных событий: ничья с Краснодаром на выезде, участие в Коалиции, совместная акция после матча СКА – Ротор, попадалово в Астрахани. В целом сезон не оставил за собой блестящих побед, а кое-кто даже поспешил обвинить армейцев Дона в трусости и «сетевом пиздабольстве». Оставим эти слухи на совести тех, кто их распускает.

Примечательным был матч закрытия сезона, где сотни фанатов вышли на поле попрощаться на зиму с кумирами. Мало кто из околофутбольных тусовок юга может похвастать такими массовыми проводами сезона. Кое-где попытки заканчивались вызаловом...

Остается только пожелать успехов этому самобытному клубу. Глядишь, завоюют как-нибудь еще один кубок :). И не менее любопытным остается вопрос о противостоянии с РСМ, учитывая возможный рост первых и упадок последних. Надеюсь еще увидеть ростовское дерби в рамках первой лиги...

  • Выезда-2006:

Анапа – 25, Волгоград (Р) – 40, Краснодар – 60, Элиста – 32, Волгоград (О) – 20, Ставрополь – 66, Каспийск – 4, Владикавказ (С) – 35, Камышин – 7, Майкоп – 50, Рыздвяный – 12, Владикавказ (Ав.) – 24, Новороссийск – 25, Астрахань – 17, Сочи – 65. Всего: 8.271 км, 482 выезда, 316 баллов

ВыездаEdit

  • Второй дивизион - 1999

Краснодар - 70, Славянск - 24, Крымск - 14, Нарткала - 8, Лермонтов - 8, остальные - 0.

  • Второй дивизион - 2000

Ставрополь - 21, Краснодар - 100, Майкоп - 15, Шахты ~ 50, Крымск - 14,Славянск-2,остальные - 0.

  • Второй дивизион - 2001

Майкоп - 18, Хоста - 35, Ставрополь - 52, Изобильный - 40, Краснодар - 80, Анапа - 25, Гулькевичи - 10, Саранск - 47, остальные - 0

  • Первый дивизион - 2002, всего: пробито выездов - 9 из 18, км - 9749 из 40420, выездных - 174, ультрас-лига - 114

Астрахань - 35, Пермь - 1, Краснодар - 54 (или 70?), Химки - 4, Томск - 0, Ижевск - 0, Тольятти - 4, Новороссийск - 20, Динамо СПб - 15, Казань - 0, Воронеж - 40, Красноярск - 0, Смоленск - 1, Хабаровск - 0, Чита - 0, Нальчик - 0, Нижнекамск - 0 \\ Махачкала (Динамо, кубок) - 0?

  • Второй дивизион - 2003
  • Второй дивизион - 2004, пробиты все выезда!!! (17 - "золото": Кадр) всего: км - 8725, выездных - 213, ультрас-лига - 176

Астрахань - 4, Ставрополь - 11, Волжский - 7, Майкоп - 6, Пятигорск - 14, Волгоград (Ротор-2) - 25, Владикавказ - 1, Волгоград (Олимпия) - 1, Изобильный - 14, Назрань - 1, Крымск - 11, Краснодар - 65, Камышин - 6, Астрахань - 10, Буденновск - 10, Славянск - 18. Майкоп (Кубок) - 10

  • Второй дивизион - 2005, всего: пробито выездов - 12 из 13, км - 6641 из 7339, выездных - 165, ультрас-лига - 77

Майкоп - 25, Волгоград (Ротор-2) - 8, Назрань - 0, Камышин - 3, Волгоград (Олимпия) - 20, Краснодар - 40, Новороссийск (Спартак Анапа) - 12, Сочи - 30, Астрахань - 8, Владикавказ - 3, Волжский - 1, Пятигорск - 10. Волгоград (Олимпия, кубок) - 5

  • Второй дивизион - 2006, пробиты все выезда (15)!!! всего: км - 8271, выездных - 482 + 70 (4 золотых - Голландец, Деня, Волос и Вольдемар Штрассер!!!), ультрас-лига - 316

Анапа - 25, Волгоград (Ротор) - ~40, Краснодар - 60, Элиста - 32, Волгоград (Олимпия) - 20, Ставрополь - 66, Каспийск - 4, Владикавказ (Спартак) - 35, Камышин - 7, Майкоп - 50, Рыздвяный - 12, Владикавказ (Автодор) - 24, Новороссийск - 25, Астрахань - 17, Сочи - 65, Таганрог (вне зачета) - 70 фанов и море мужиков

  • Первый дивизион - 2007, пробиты все выезда!!! (21, "золото" - Деня) всего: км - 41815, выездных - 540 + 416, ультрас-лига - 924

Курск - 140 + 15, Брянск - 50 + 10, Новокузнецк - 3, Новосибирск - 3, Рязань - 38 + 40, Екатеринбург - 4, Наб.Челны - 1, Саранск - 1 + 8, Иваново - 7 + 18, Ярославль - 21 + 10, Белгород - 36 + 5, Хабаровск - 3, Иркутск - 5, Лермонтово (Терек) - 55, Махачкала - 6, Калининград - 8 + 10, Москва (Торпедо) - 70 + 300, Новотроицк - 3, Стерлитамак - 4, Владикавказ - 2, Пятигорск - 80 + 5

Хабаровск - 1, Химки (Звезда) - 40 + 35, Набережные Челны - 2 + 4, Ульяновск - 2 + 3, Москва (САК) - 50 + 200, Махачкала - 4, Белгород - 55 + 5, Новосибирск - 3 + 4, Екатеринбург- 2 + 6, Калининград - 20 + 20, Москва (Торпедо) - 45 + 250, Новороссийск - 60[6], Краснодар - 15, Пятигорск - 40 + 40, Владикавказ - 4 + 7, Новотроицк - 30, Домодедово (Витязь) - 7 + 23, Барнаул - 4, Новокузнецк - 4, Брянск - 20 + 35, Москва (Динамо, кубок) - 120 + 100

  • Второй дивизион - 2009, пробиты все выезда!!! (16, "золото" - Золотой) всего: км - 8430, выездных - 275 + 210, ультрас-лига - 212

Краснодар - 30? Абинск - 20 + 1, Ставрополь (ФК) - 35 + 35, Рыздвяный - 9 + 12, Волгоград - 35 + 30 ЦСКА, Каспийск - 3, Владикавказ - 1, Майкоп - 9 + 6, Ставрополь (Ставрополье) - 7 + 11 Ставрополь, Армавир - 17 + 10, Пятигорск - 8 + 30, Сочи - 45 + 43, Волжский - 9, Астрахань - 2, Назрань - 4 + 1, Волгоград (ФК) - 40 + 30

  • Второй дивизион - 2010 - пробиты все выезда ("золото" - Золотой, Царь, Соник, Кадр)

Рыздвяный - 18+15, Волжский (кубок) - 21+18, Краснодар - 8+1 СКА СПб, Октябрьское (ФК Беслан) - 7, Ставрополь - 52, Каспийск - 4, Астрахань - 5+12, Новороссийск - 16+6, Армавир - 35+15, Пятигорск - 16+13, Волжский - 15+21, Назрань - 4, Владикавказ - 7, Майкоп - 62

ПримечанияEdit

  1. http://onedivision.ru/club-1218/fan
  2. из фанзина "Русский Фан-Вестник" #10
  3. из фанзина "Русский Фан-Вестник" #10
  4. фанзин "Русский Фан-Вестник" #10
  5. из фанзина Novita #8
  6. или 35?

СсылкиEdit