FANDOM

ИсторияEdit

80-е

Зарождение фанатского движения принятно считать 1982 год, именно в тот год когда умер Брежнев, на экраны вышел фильм Спортлото-82, а в Испании проводился чемпионат мира, харьковские фэнс пробили первый выезд. Куда? Правильно, в Москву! Но, по правде говоря, первые выезды были еще в 60-ых, ну, вернее как выезды, на стадионе в другом городе присутствовали гости с Харькова, заряжали пару банальных кричалок, и в принципе все. В 80-ые, впрочем как и во всем Союзе начали появляться первые самодельные флажки, появлялись первые заряды (которые кстати используються и сейчас).

90-еEdit

Но несмотря на все трудности, которые были на пути у харьковских фэнс, мы маленькими шагами продвигались вперед. Кто-то приходил на сектор, и оставался, кто-то приходил на игру и уходил, но было главное - был определенный костяк. Конечно, середина 90ых (а я сейчас в принципе про этот период) - это период алкоголя и всего-всего-всего, но не футбола, и естественно, алкоголь не прошел стороной нашу терассу, и практически не один выезд не обходился без него. Но это было везде, и у всех...

В остальном наше движение мало чем отличалось от десятков остальных. Самодельные баннера и розы, угарные выезда и фанатские турниры, поездки за сборную... Это все было, было в харьковском фанатском движении.

2000-еEdit

Сезон-2007Edit

очень неплохой и перспективный моб переживает затянувшийся период смены поколений. ДД и ДК на даный момент вытянуть не могут, а врагов приблизительно равных у них просто нет (забрали у львовян пальму первенства в номинации "самый миролюбивый клуб"). Что делать не знаю, но дома выходить на ДД надо.

Сезон 07/08Edit

Впервые в новейшей истории мы вышли в еврокубки! И соперником нам достался крепкий Эвертон. В Харькове царила европейская атмосфера, все ждали матча, и, ествественно тикеты быстро разошлись по рукам. Фанатский северный сектор уже тогда насчитывал около 600-700 человек, кто знал тогда, какой бум будет далее?

  • DSC07898.JPG

Ну, а после игры с Эвертоном наш клуб продолжил завоевывать вторые бронзовые награды, вскоре было дерби с ФК Харьков:

  • DSC08596.JPG
  • DSC08644.JPG

И остальные игры, а на фан-сектор приходили все новые и новые лица... К августу 2008 года наш сектор уже насчитывал около 1000 человек, что являлось отличнейшим показателем в Украине, делались новые, качественные баннера, на выезды каталось уже не десятки, а сотни человек, и наш клуб с блеском проходит Бешикташ, и выходит в групповой этап кубка УЕФА!

  • DSC02720.JPG
  • DSC02153.JPG

Сезон-08/09Edit

Начался тот сезон (08/09) для нас с выезда в Луганск, куда отправилось рекордное для харьковского фан-движения количество человек - 500. Если учитывать, что буквально полтора года назад на северной трибуне Металлиста собиралось всего-лишь 200-300 человек, то это для нас была не одна ступенька вверх, а целый этаж вверх! Ну, а перила украшал новый баннер "Наша честь - верность"...

  • DSC09824.JPG

В августе 08 года состоялась жеребьевка плей-офф на выход в групповой этап УЕФА, в соперники нам попался турецкий Бешикташ. На второй евровыезд в новой истории отправилось около 100-150 человек, что в принципе, является довольно неплохим показателем.

  • DSC03118.JPG

Домашнюю игру все ждали с величайшим ожиданием. Атмосфера на стадионе была шикарная, и даже спустя четыре года, спустя многие матчи, эта атмосфера остаеться лучшей (во всяком случае для меня). Активного фанатья на матче было тысяч 5!!! Буквально за год, с 300 человек прыжок на 500% к 5000 тысячам! Если вы думаете, что это лишь на одну игру, то вы ошибаетесь. После матча с Бешикташом на северную трибуну ходило от 2-ух до 4-5 тысяч человек, это сезон 08/09!

/http://www.youtube.com/watch?v=2ghnChhz65c

В общем, после этой блестящей победы, на фанатском секторе пошел новый виток фанатизма. На Севере установили вышку, люди приходили на стадион только с розетками. Естественно, не все было идеально, естественно, мы хотели большего в плане шизы, но, не все бывает идеально...

Далее в сезоне были еврокубки, и, конечно, матчи чемпионата. Первый тур в евротурнире мы провели с Гертой, перфоманса на игру не было, были кассовые ленты, но тогда мы еще их активно не использовали, и многие, попросту ее запороли. На игре активно использовались розы, ну и немного пиротехники было.

  • DSC06633.JPG
  • DSC06705.JPG
  • DSC06719.JPG

Вскоре было вновь дерби с ФК Харьков, потом матч с Олимпиакосом, этот матч решал выходим мы в плей-офф УЕФА или нет.

Наш сектор к тому времени был стабилен: на украинских матчах 2.5-4 тысячи, на еврокубках: 5 тысяч и более.

Дерби:

  • DSC06798.JPG
  • DSC06810.JPG

Первое наше крупное модульное шоу на матче с луганской Зарей Из-за простоты сего шоу, оно получилось неплохим.

  • DSC06896.JPG
  • DSC06898.JPG

Ну, а далее был матч с Олимпиакосом, на котором решились попробовать модуль немного сложнее (для тех реалий, естественно) Тут, как видно, немного не вышло. Но, честно говоря, наши люди не привыкли к такому роду перфоманса, поэтому многие не знали как именно поднимать модуль и т.п.

  • DSC07109.JPG
  • DSC07118.JPG

А впереди было межсезонье, и новый, 2009 год. 2008 год выдался переломный для нашего движения, мы вышли на небывалый уровень, о котором могли лишь мечтать. В феврале, в 1/16 кубка УЕФА, нам в соперники попалась итальянская Сампдория. 0:1 на выезде, и 2:0 дома, и наш клуб проходит в 1/8 кубка УЕФА! И этот клуб играет в еврокубках только второй раз...

На первой домашней игре был проведен фан-марш, который собрал около 1500 человек на самой же игре были подготовлены портреты Валентина Гомона, лидера харьковского фан-движения, который ушел от нас в феврале 2008 года.

  • DSC09234.JPG

фото с матча против Сампдории

  • DSC09328.JPG
  • DSC09251.JPG
  • DSC09371.JPG

2009 год выдался очень насыщенным на перфомансы. Они были практически на каждой игре. Вскоре после победы над Сампой, у нас был первый "домашний" евровыезд, вернее домашний по Украине. В Киев наверняка отправилось бы бОльшее количество людей, если бы не маленький стадион им. Валерия Лобановского. Сначало было модульное шоу, потом флаговое шоу, и немного пиротехники в конце.

У нашего клуба был довольно насыщенный график матчей, и буквально спустя два дня после Динамо, на третий былы игра с донецким Шахтером. Этот матч стал 300 для Капитана команды, и легенды харьковского футбола Александра Горяинова, этому и был приурочен перфоманс:

  • DSC09789.JPG
  • DSC09805.JPG

Ну, а далее была игра домашняя, ответная, с Динамо. Первый матч мы проиграли 1:0, второй матч был очень интересным, и лишь чудом, а именно автоголом нашего защитника Динамо прошло дальше, 3:2 Металлист выиграл, но... На Северной же трибуне было вновь модульное шоу. К сожалению, в тот день в Харькове был сильнейший дождь, и люди не успели к началу матча, вместо планируемого "Верим!", получилось..

Жизнь не останавливалась, харьковское движение набирало обороты, рисовались двуручники, делались новые баннера, готовили пиротехнику. В апреле была игра с Днепром, из-за реконструкции севера, весь актив перебрался на Южную трибуну. Это был первый матч на ней, и из-за этого на том матче было все сложно, но было много баннеров, пиротехники, и неплохой шизы, несколько фото с игры:

В общем, сезон 08/09 выдался для нас очень крутым, мы вновь заняли 3 место в чемпионате, 1/8 кубка УЕФА, вылетели в 1/2 кубка Украины, обновили рекорд по числу выездных, и чемпионат доигрывали на резервном стадионе...

В общем, мы развивались, новый сезон мы начали с двух выездных игр, причем второй выезд был в днепропетровск, на новый стадион днепра выехало около 600 человек, вспоминания о выезде стерты, поэтому продолжу дальше в общем.

Сезон 09/10 Edit

Сезон вышел для нас не очень. Начались проблемы с фан-клубом, команда вылетела от Штурма в плей-офф к группе. Мало перфомансов, но неплохо пожгли пиротехнику.

ну и в конце концов, самое зрелищное пирошоу состоялось на матче с Днепром 12 декабря...

Я считаю это лучшее пирошоу в истории харьковских фэнс, вернее это так и есть. Также на том матче было подготовлено самый большой баннер, тоже, в истории харьковских фэнс:

Уже в сентябре 2009 года мы установили вторую вышку, и численность виража превысила 6000 тысяч человек на некоторых матчах. В основном же наш вираж собирал 4-5 тысяч человек.

Ну, а 2010 год мы встретили с самого массового дальнего выезда во Львов. Туда, благодаря фан-поезду от фан-клуба, выехало около 700 человек. Отличнейшая баннерная линия, президент на гостевом фан-секторе, и... все.

Ну, а спустя три недели состоялся наш самый массовый выезд вообще - в истории. На Донбасс-арену в гости к Шахтеру выехало около 2700 человек, правда на стадион попало около 2300 человек.

На протяжении первой половины 2010 года мы не часто делали большие баннеры, и прочий перфоманс. Делали упор на двуручники, розы и флаги, так они выглядели на протяжении второй половины сезона 09/10:

Ну, а конец сезона мы закончили под мощное пирошоу и поздравлением к комадне с четвертой подряд бронзой[1]

Сезон 10/11 Edit

Металлист Харьков на открытие собирал полный Север. Еще никто не знал о переезды ультры на Юг, в связи с несогласием и нежеланием шизить под руководством United Kharkiv и устраивали потрясающих пироад из вроцлавских огней.

http://ultras.org.ua/photo/fcmkh/fcmkh_20100723_3.jpg

Затем пришла весть о гибели харьковского фаната Паши Фотографа, и все команды ПЛ выразили свои соболезнования в связи с его утратой.

Дальше у команд Украины начался евросезон. В Харьков пожаловала кипрская Омония, известная своими левыми взглядами, о чем не забыли напомнить ребята из Харькова.[2]

потом был выезд в днепр..

домашка с шахтером

ну, и последняя шиза на Севере в 2 туре Лиги Европы против ПСВ

Раскол движаEdit

В Харькове произошёл раскол движа - в результате часть фанатья перешла на Южную трибуну.

Сама идея ультрас предполагает поддержку команды, не смотря ни на что. Ультрас должен быть всегда с командой вне зависимости от игры, игроков, руководства, расстояния, погоды, внешних факторов. Чтобы вокруг не происходило, главное - это придти на стадион и поддержать свою команду, цвета своего клуба.

За последние 4 года наш клуб заметно прибавил оборотов и стал показывать невиданные до этого результаты. Казалось бы, что ещё фанату нужно, ведь его клуб побеждает. Но всё оказалось не так радужно – на волне популярности на стадион хлынуло невиданное ранее количество народа. И проблема оказалась не в количестве, а в том, кто с какими целями пришёл на сектор. Созданная активом фанатов организация успешно проработала пол года. До того момента, когда у некоторых нововлившихся представителей движа не сработал соблазн на преференции руководства клуба. При одной такой постановке вопроса старым, опытным и идейным фанатам сразу стало ясно, что разногласия принципиальные и цели разные. Успешно проработавшую на тот момент около полугода организацию "Юнайтед Харьков" покинули те, кто её основывал, развивал и продвигал идею единения всех фанатов. Со временем все ультрас фирмы отказались от сотрудничества с данной структурой и сами своими силами организовывали поддержку клубу, так как все заявления о развитии ультрас культуры и единении были пустой демагогией. Называя себя союзом всех фанатов и объединяющей всех фанатов организацией, "ЮК "таковой являлась по сути лишь первые пол года своего существования. Не имея поддержки фанатов, деятели из "ЮК" нашли поддержку у некоторых людей в руководстве клуба и фактически превратились в официальный Фан - клуб. Собственно общение с руководством – это и вся их деятельность, перфоманс на трибунах продолжали делать отдельные коллективы, не имеющие к ним никакого отношения. Справедливости ради стоит заметить, что некоторые попытки организовать перфоманс "ЮК" всё же предпринимали, но на общем фоне это всё терялось. А время шло, и трибуны наполняли массы новоприбывших фанатов, а воспитательную работу те, кто называл себя "самой крупной организацией фанатов" не проводили. Лишь пустая демагогия. Попытки же иных коллективов взять на себя бремя по организации сектора наталкивались на радикальное неприятие и агрессию со стороны "ЮК" с заявлениями о "попытках развалить движ". Вот и получилась ситуация на протяжении нескольких лет "Сам не гам и другому не дам".

За это время общий уровень культуры и слаженности на секторе уверенно падал – никаких новых песен, никакой работы с молодёжью, никаких шагов по развитию идей поддержки команды. Глотком воздуха можно было назвать некоторые яркие акции на трибунах, которые возникали не благодаря, а вопреки деятельности "ЮК", но на общую картину они повлиять не могли. Северная трибуна деградировала. Появилось целое поколение (довольно таки внушительное по количеству) псевдо фанатов, которые не знают элементарных правил и традиций фанатизма. Для большей части Северной трибуны футбол стал лишь весёлым времяпровождением под алкоголем, где можно что угодно покричать и попалить. Никакого понимания идей ультра культуры. Им неведомо, что такое честь клубных цветов и верность традициям. Воспитательный период прошёл в бездействии тех, кто этим должен был заниматься, и момент упущен.

Осознавая всю безвыходность ситуации, актив фанатского виража принял не лёгкое решение покинуть историческую Северную трибуну. Мы переходим на Южную трибуну, что бы с нуля там начать поднимать харьковский фанатизм. Нас категорически не устраивает сложившая ситуация и мы не можем сидеть в бездействии, так как для нас ещё существуют понятия чести и верности. Но из - за противодействия фан - клуба и глубочайшей запущенности ситуации, у нас нет возможности поднять Север из руин. Поэтому будем строить новое на Южной трибуне. Верность традициям и идеалам остаются таковыми независимо от сектора или трибуны.

Нас не пугают всевозможные провокации недоброжелателей и возможные трудности в этом процессе, наш клуб достоин большего и лучшего. Ответственный подход, идейность и бескорыстность станут залогом нашего будущего успеха. Хватит говорить, пора делать.[3]

После переезда на ЮгEdit

Многие с радостью восприняли новость о переезде ребят на Юг. Как итог - малое посещение и Севера и Юга, меньше баннеров, пиротехники, не думаю что это на пользу. Тут следущий год точно будет определяющим.

На первых матчах на южной трибуне был действительно крутейший суппорт, отличная визуальная поддержка, переход оправдал себя, практически на 100%, но, но, к сожалению, надолго не хватило этого запала, и в скоре суппорт стал угасать, сектор визуально не украшался. Люди выбрали в предпочтение пилоток, концерты крота грота и ему подобных, и так далее.

Пару первых матчей на юге

Так же интересен матч Ворскла - Металл. Для харьковчан это ближайший выезд и как следствие 1000+ выезюков.

В 21 туре прошло дерби Металл - Днепр. И Юг и Север харьковчан представили пирошоу

В 27 туре Металлист вернулся на 2 тура на старенький стадион Динамо, так что вы можете ощутить атмосферу АМФ в полной мере.

21 мая 2011. После матча последнего тура чемпионата Украины 2010/11 Оболонь Киев - Металлист Харьков, харьковские фанаты устроили массовую драку с киевскими болельщиками, решив отпраздновать пятую подряд бронзу своего клуба. В потасовке немного пострадал наставник «Оболони» Сергей Ковалец. Штраф, который заплатила «Оболонь» составил 40 тысяч гривен, а бронзовый призер чемпионата «Металлист» выплатил 20 тысяч гривен.[4][5]

Сезон-2011: ОФEdit

Лично мне очень не просто писать про этот город! Потому что междоусобиц у этого движения уйма и по различным темам! В 2011 от этой команды в основном выступали молодые банды которые еще вчера были «карлотой» ! На них начали обращать внимание уже ближе к концу сезона, и уже к 2012 большинство из них имеют отношение хотя бы к одной из топ банд Харькова, некоторые даже к двум сразу!

Ище было много шума по поводу «NSF» банда была распущена, но одна часть фирмы решила оставаться под этим именем (я думаю моральное право у них на это есть) что вызвало негодование со стороны второй части конторы! Так пока и воюют и к чему приведет не известно!

Самое громкое событие которое было в 2011 это вынос Днепра совместно с КБ! Любой со стороны скажет что это гнусная подстава и тд и тп! Может это и стоит так оценивать но сколько людей столько и будет версий и мотивов такого поступка ! Что бы не повторяться напишу только о болие-мение интересных событиях:

Проигрыш FSU конторы Street Soldiers за 35 секунд, хорошая рубка с Симферами проигрышь за 4 минуты, победа над East line бывших НСФ, чуть больше минуты, те же НСФ одержали уверенную победу над Александрией! Попытка же выхода на средний Русский уровень не увенчалась успехом, 20х20 с конторой «Shady Horse» закончился 1.5 минутной дракой и остановкой маха хотя часть Харьковчан еще была на ногах ,победа КС![6]

Сезон 11/12 Edit

Лишь в пятом туре чемпионата мы провели первую игру на Оск "Металлист", и тогда было принятно решение перебраться чуть выше, к "Южной группе"...

Южная группа - это группа людей, которые собрались на соответствующей трибуне в октябре 2009 года. Для "разшивеления" людей на юге, для перекличек и прочее.

Так вот, мы вновь перешли, только теперь чуть выше. Наш сектор насчитывал 600 человек. Вновь, как и ситуация с первым переходом: несколько матчей крутейшей шизы, круто оформлен визуально сектор, потом - вновь сдулись...

первая игра на новом месте

Плей-офф за выход в групп.этап ЛЕ с Сошо (Франция)

Матч с донецким Металлургом:

выезд во Львов:

домашка с арсеналом

24 сентября состоялось дерби с Днепром. Перед игрой провели неплохой марш, о котором известно было лишь активу, и соответственно на нем был лишь актив, ну а фотки стали обложками всяческих интернет сайтов

На самом матче было крутое пирошоу:

на следующую домашку с Черноморцем, впервые, с 2009 года, подготовили модульное шоу.

В общем, давайте быть реалистами, вернее я буду реалистом, и скажу, что в плане перфоманса - шаг назад у нас, если не больше. Да, мы если делали, то делали красочно, возможно. Но, к сожалению, весь наш потенциал мы благополучно просрали.

Вскоре был матч с Динамо, на котором было большой баннер "amf... мы чтим свою историю"

вновь таки, попалили...

Ну, а дальше просто "доходили" первый отрезок чемпионата. Можно еще вспомнить "аргентину-шоу" на матче с Волынью. Последнем домашнем матче 2011 года.

и пиротехнику на выезде в александрию

Во второй половине 2012 я остановлюсь только на одном матче, это ответный матч со Спортингом в 1\4 ЛЕ. Матч начался с модульного шоу на юге, и отличнейшим по качеству, я бы сказал лучшим в истории харьковских фэнс, баннером. На нем изображен игрок команды Марко Девич, который держит кубок Лиги Европы, в общем - смысл понятен.

Далее были конфетти. На этот матч планировалось оооочень много бумаги, соответственно ее было очень много, и практически каждый заряд сопровождася бумагой

Это была, без преувелечения, лучшая шиза в истории южного сектора. Получалось абсолютно все, каждый заряд был с особой казалось изюминкой, каждый отдавался только одному - команде. Команда это безусловно чувствовала, но никак не могла пробить 11 защитников спортинга, а в конце тайма еще хуже - пропустили, 0:1, и для хотя бы ничьи во втором тайме нужно забивать дважды...

На секторе же второй тайм начался с 50 растяжек с логотипом кубка европы (лиги европы, и текстовиками "за три шага до мечты", впрочем, смысл понятен:

Команда забивает на первых минутах второго тайма, и полностью переигрывает соперника. Даже и не вериться что это команда, которая играет в 1/4 ЛЕ, казалось что вот-вот, сейчас, мы выйдем вперед. Трибуны с новой энергией поддерживают, середина тайма и пенальти в ворота гостей!! Но, наверное, по ходу сезона не должно так фартить, и наш футболист не забивает. Спустя десяток минут после этого, на секторе зажигаються файера

К сожалению, наша команда так и не забила второй гол, и вылетела с 1/4 ЛЕ, заслуживали большего, но увы и ах.

После этого матча, к сожалению не официально, для нашей команды сезон был окончен. 16 очков отрыва от 4 места. Второе место не светило нам, как итог: 6 сезонов - 6 бронз.

На дальшейших матчах не было что либо интересного на трибуне, в последнем домашнем, 29 туре, и последнем в общем 30 туре на выезде, неплохо пожгли

Наша команда завоевала шесть подряд бронз, но они, честно говоря, немного поднадоели, и мы все ожидаем бОльшего от нашего клуба, но в большее не верится, но это, впрочем, совсем другая история...[7]

На трибунах Металлиста по прежнему есть два фанатских сектора — на северной стороне располагается большая по количеству группа фанатов, которая объединяется под названием United Kharkiv, на юге же поддерживают Металлист независимые от клуба ультрас и Южная группа, которая там находилась с самого начала, до раскола Севера. И хотя «южных» фанатов меньше, основные акции в поддержку команды происходят именно на их секторе.

Следует отметить, что сезон у желто-синих оказался длинным, ведь команда достаточно далеко зашла в Лиге Европы, и абсолютно на всех выездах команду поддерживала значительная группа фанатов, несмотря на расстояния и время начала матчей.

Первые две игры Металлист провел на стадионе Динамо, сначала на киевском, а потом на харьковском, а после двух выездов (Симферополь + Луцк) вернулся на родной ОСК Металлист. На матч против Александрии «Юг» подготовил очень креативную текстовку «Купите слона», которая выражала недовольство селекционной политикой клуба. На домашку с Сошо замутили двуручники а на следующей игре против Металлурга южные ультрас просто «накрыли» свой сектор флагами. На выезде во Львов был продемонстрирован баннер «Харьковские фанаты», который накрыл практически весь сектор. Домашняя игра с арсеналом — опять невероятное количество флагов, а после нее — незабываемый выезд в Берегово.

Я не говорю о еврокубковых выездах, ведь абсолютно на всех было примерно одинаковое количество людей, поддержка немецкого фан-клуба и определенный процент кузьмы. От дерби с Днепром все ожидали большего креатива, но харьковчане ограничились большим пирошоу и баннерами о печальном старте сезона у Днепра. На следующую домашку против Черноморца было подготовлено небольшое модульное шоу. Так как до этого удачных попыток у желто-синих было немного, все получилось довольно неплохо.

Традиционно массовыми выходят у Металлиста выезды на Донбасс арену, на этот раз чуть меньше 2000 человек. Сразу после Шахтера Металлист играл с Динамо, и фанаты подготовили огромный баннер «Мы чтим свою историю» с эмблемами клуба. Много пиротехники несколько раз за матч с обеих сторон стадиона. «Север» на эту игру подготовило несколько текстовок, правда за дымом их было сложно разобрать.

Выезд на игру с Зарей мог сорваться для многих желто-синих, ведь его довольно неожиданно перенесли из Алчевска в Донецк. Следующие две домашние игры на юге пробовали «Аргентину» — огромное количество кассовых лент и конфетти. Последний же же выезд перед зимним перерывом (в Александрию) отличился остановкой матча из-за количества пиротехники на харьковском секторе, а также небольшими беспорядками из-за попытки отжать баннер у александрийцев.

В весенней части на игре с Олимпиакосом северная трибуна практически повторила модульное шоу, юг преподавал на игре с Черноморцем. На следующий раунд Лиги Европы уже южная трибуна подготовила шоу — большое количество растяжек с изображением желаемого кубка и надпись «Три шага до мечты», кроме того было модульное шоу + баннер с Марко Девичем, который держит тот самый кубок Лиги Европы, а также огромное количество конфетти и пиротехника.

Остальные игры сезона желто-синие лишь «чудили»: дым на матче с арсеналом, отобранный барабан у фанатов Ильичевца, пиротехника в Днепропетровске, Одессе, Полтаве, попытки отобрать баннер у фанатов Шахтера, забег через все поле на стадионе Черноморца … одним словом погуляли перед самым Евро по полной![8]

ОФEdit

ПримечанияEdit

  1. http://fratria.ru/blog/zhitomirskiy/index.php?showentry=23219
  2. UltrasNews.com
  3. http://fratria.ru/blog/amir/index.php?showentry=15596
  4. http://www.youtube.com/watch?v=RM_T-8Hf1oA
  5. http://vk.com/video_ext.php?oid=-4865201&id=160019138&hash=7076098a039e705b&hd=1
  6. http://fanstyle.ru/okolofutbol/10090-okolofutbol-ukrainy-itogi-2011-goda-po-versii-troublemakers-ukraine/
  7. http://fratria.ru/blog/zhitomirskiy/index.php?showentry=23219#comment289461
  8. http://fans-edge.info/itogi-sezona-2011-2012-o-vsex-ponemnogu-premer-liga-ukrainy-chast-2/