FANDOM

Лехия Гданьск
Lechia Gdańsk 1998
1998

Группы

Ultras Lechia, Молодые Орлы, Грин Ганг, Lwy Północy (2008), GreenGos 03 (2003-2008)

Друзья

Шлёнск Вроцлав, Висла Краков. Полноценные фан-клубы: Хойничанка Хойнице, Чарни Слупск, Грыф Слупск

Враги

Лех Познань, Арка Гдыня, Завиша Быдгощ, Погонь Щецин, Краковия Краков, Стомил Ольштын

Сектор

от 3500 до 5500

ИсторияEdit

КомандаEdit

Лехия Гданьск была создана в 1945 году и первоначально носила название Спортивный Клуб Бюро Восстановления Портов "Балтия". В 1946 году команда получила название Лехия. В 1948 году бело-зелёные вышли в 1 лигу, но, пробыв там сезон, вылетели. Второй раз гданьски клуб вышел в 1 лигу в 1951 году, но тогда он уже сменил название на "Строительный" BKS Lechia Gdańsk. В 1956 году Лехия достигла наивысшего достижения в истории клуба заняв 3 место в 1 лиге. Годом ранее в 1955 Лехия играла в финале Кубка Польши и проиграла Легии 0:5

1983 стал уникальным для команды из Гданьска: она выиграла Кубок выступая в 3 лиге! В финале был обыгран Пяст Гливице 2:1, а затем в матче за суперкубок обыгран Лех (на тот момент чемпион Польши) 1:0.

С 1988 года Лехию вновь постигло понижение в классе, команда вылетела во 2 лигу. В 1992 году прошла реорганизация и создание Акционерного Общества Лехия Гданьск. Но уже спустя два года Лехия вылетела в 3 лигу. Для спасения руководство бело-зелёных приняло решение об объединении с Олимпией Познань (игравшей тогда в 1 лиге). Новый клуб Лехия/Олимпия провёл один год (95/96) в вышке и вновь вылетел. Несмотря на это, уже в 1998 году руководство Лехии вновь попыталось улучшить ситуация за счёт объединения. Теперь "жертвой" стала Полония Гданьск из 2 лиги. Новая Лехия/Полония Гданьск просуществовала до 2001 года. Лехия вышла из состава этого объединения и начала всё с нуля, с А-классы. Каждый год происходило повышение в классе, в 2005 году Лехия уже была во 2 лиге. А в сезоне 2007/2008 был завоёван выход в экстракласу. Таким образом, пройдя сложный путь, спустя 12 лет Лехия Гданьск вернулась в экстакласу, в которой играет по сей день. [1]

ФанатыEdit

Лехия - Легия (70-е)Edit

Начало фанатского движения на Лехии это середина 70-ых годов. Первые фанатские группы появились на стадионе при Траугутта, но они были не очень многочисленными. Все фанаты занимали лишь один небольшой сектор за воротами. По воспоминаниям олдовых фанатов первый раз фанаты Лехии показали себя на матче с Видзевом в 1976 году, когда решалась судьба путёвки в 1 лигу. В конце матча, а затем и на улицах города, была настоящая война с милицией.

Примерно в то же время появились контакты Лехии и Легии, которые вскоре переросли в згоду. В 1976 году в большую субботу (праздник в преддверии пасхи) Лехия играла в столице с Полонией. На выезд тогда выехало около 1500 фанатов. В Варшаве была замечена не менее внушительная группа легионистов. Все начали готовиться к конфронтации, однако, оказалось, что гданьшчанам и варшавякам удалось найти общий язык.

Ещё в этом же году, осенью, Арка Гдыня играла в Варшаве с Легией, а днём позже Лехия также в Варшаве с Урсусом. Пользуясь случаем, большая часть фанатов Лехии поехали в столицу на день раньше на матч Легия-Арка. Так получилось, что в поезде из Труймяста до Варшавы соотношение сил было примерно 50 на 50. Война продолжалась всю дорогу и ведь день до матча. На самом матче все лехисты сидели на Жилете.

Одним из моментов, который напрягал легионистов была ситуация со згодами у Лехии. Они дружили со Шлёнском - злейшим врагов варшавяков. Даже существовал пакт о ненападении на матчах Лехии между Легией и Шлёнском. В свою очередь и Лехия была в напряжённых отношениях с фанатами Погонь Щецин - згодой Легии.

Первые намёки на конец згоды появились в 1978 году: тогда Лехия принимала Вислу в рамках Кубка Польши. На этот матч выбралась и группа из Варшавы, чтобы атаковать висляков. Тогда Лехия запретила атаковать Вислу. Легия стала перед выбором: Лехия или Погонь. Узнав,что есть такой вариант многие фанаты из Гданьска стали ненавидеть "столичных".

Спустя полгода по старой доброй традиции Лехия собиралась поддержать Легию на матче Арка - Легия в труйместе. В те времена была традиция: лехисты ехали в Варшаву и затем вместе отправлялись на матч. Но в этот раз в поезде было слишком много Погони Щецин. По приезде в Гданьск фанаты Лехии поступили с честью и сказали варшавякам, что сейчас на них никто нападать не будет, но это их последний спокойный визит в Гданьск. [1]

Лехия - Видзев (1980-е)Edit

В 70-ых - 80-ых годах 20 века ЛКС доминировал в Лодзи. Видзев считался молодой и слабой экипой. Удивительно, но Лехия была на тот момент сильной и многочисленной. Одной из причин появления союза сильных со слабыми послужил тот факт, что в те годы довольно сильной была згода Арки Гдыня и ЛКС Лодзь. Так что Лехия - Видзев стали противовесом союзу Арки и ЛКСа.

Официально згода начала отсчёт с матча Финала Кубка Польши 1982/1983 в Пётркове Трыбунальским, в котором Лехия сошлась с Пястом Гливице. Тогда на финале Пяста было 20-50 человек, а Лехии минимум 500. Чуть раньше на одном из матчей Кубка в Гданьске появились два фаната Видзева. Первоначально Лехия хотела их избить,но по итогу их оставили в покое. Так что на финале Видзев уже сидел недалеко от Лехии.

Згода Лехии и Видзева просуществовала вплоть до октября 1987 года. Как в случае с Легией и тут Шлёнск сыграл немаловажную роль. В августе перед матчем за суперкубок Гурника Забже и Шлёнска видзевяки атаковали фанатов Шлёнска группой около 100 человек.

31 октября Видзев принимал Лехию. Бело-зелёные приехали в Лодзь примерно в 70 человек. Вместе с Лехией на трибуне также Шлёнск Вроцлав (группа 10 человек). В определённый момент Шлёнск, сидя на фан-секторе Видзева, вывешивает флаг ЛКСа. Группа видзевяков подрывается в сторону "гостей" и подходит к Лехии с просьбой навести порядок. На что Лехия отвечает примерно следующее: вы у себя дома, потому это ваша забота. Они (вроцлав) не сидят с нами, а возле нас, но, если вы попробуете их тронуть, мы будем на их стороне. В итоге флаг ЛКСа провисел до конца матча. После этого события контакты окончательно испортились и згода стала частью истории.[1]

Лехия - Висла (1990-е)Edit

История союза Лехии и Вислы состоит из двух частей. Первый раз згода появилась после упомянутых выше событий на матче кубка страны в Гданьске. Закончилась згода в 1990 году. 87-90 годы были тяжёлыми для згоды Лехии - Шлёнска - Вислы. Шлёнск дружил с ЛКСом, а Висла с Ягеллонией, через которую в свою очередь имелись контакты с Видзевом. Шлёнск не смог мириться с таким положением дел и в 1988 году Щлёнск и Висла стали врагами. Спустя 2 года в 1990 Лехия также разорвала згоду с Вислой. Образовались коалиции: Шлёнск - ЛКС - Лехия и Ягеллония - Висла - Рух - Видзев.

Второе дыхание Шлёнск - Лехия - Висла получили в 1992 году, тогда на матче Голландия - Польша фанаты Краковии хотела избить висляков, а за них заступились по старой дружбе фанаты Шлёнска и Лехии. 3 апреля 1993 года на матче во Вроцлаве была жестокая битва фанатов обеих команд с полицией. Судья даже был вынужден прервать матч. После этих событий между фанатами появился уклад, который в 1994 году на матче в Кракове был превращён в згоду, которая существует по сей день.

Нельзя не сказать и о активном участии фанатов Арки и Лехии в событиях на судоверфях и портах во время протестов 1983 года, когда в Польше было введено военное положение. Именно тогда формировался костяк движения, люди показывали свой характер, несмотря на то, что многие затем были брошены в тюрьмы. [1]

Возрождение фан-движения (2000-е)Edit

После периода небывалой силы Лехии конца 70-ых начала 90-ых на первый план в труйместе вышла Арка Гдыня. Лехия же постепенно отошла в тень. Одной из причин стало и то, что у клуба наступили тяжёлые времена скитаний по 3-4 лигам. Фан сектор в те годы редко собирал больше 500 человек. Выезда также катались группой до 200 человек.

Возрождение фанатского движения началось в начале 2000-ых. Клуб наконец-то вышел на прямой путь развития. Образовалась ультрас группа GreenGos 03. Она появилась в марте 2003 года и насчитывала всего 8 человек, тогда Лехия играла в 3 лиге. Спустя год в ней было 25 человек.

На Лехии начали регулярно появляться оправы. Пошли в гору дела и на хулиганском поприще. В труйместе Арка уже не чувствовала себя так уверенно, как это было в 90-ые и начало 2000-ых. Также, несмотря на игру в 3-4 лигах, в середине 2000-ых редко на выезда собиралось меньше 400 человек.

Возвращение не только ультрас, но и хулиганов ознаменовалось сожжением легендарного полотна арковцев из Гдыни "Władcy Północy" (Хозяева Севера)[2]. По одной из версий, возвращаясь с выезда в Плоцк несколько машин Арковцев было атаковано фанами Лехии и как итог отжат лицевик «Хозяева Севера». На Дерби 2007 года с Аркой бело-зелёные сожгли жёлто-синий флаг и представили свою версию,которая по сей день вывешивается на играх Лехии.

Также в 2007 году во время выезда в Люблин случилась нетипичная ситуация (на видео с 4 минуты). Фанат Мотора сумел пробежать от хозяйского сектора к гостевому и чуть не сжёг флаг Лехии, который висел на ограждении. В ответ половина сектора рванула к хозяйскому. Матч был прерван, а всё действо прервало лишь вмешательство полиции.

В 2008 году на смену группе GreenGos 03 пришла организация "Lwy Północy" (Львы Севера). За 5 лет своего существования Львы стали одними из лучших в Польше, а благодаря переезду на новый стадион их оправы стали гораздо более масштабными, не потеряв при этом главного - идеи.

Самой громкой победой за последние 10 лет является выигранная уставка у Леха Познань в формате 70х70 в 2009 году. После этого на выезде в Познань ультрас приготовили оправу по этому случаю "Фанаты с побережья погромщики Колейожа"[3].

Также в 2009 году ехавшая на выезд Лехия была атакована на трассе коалицией Видзев - Рух. Лехисты дёрнули стоп кран и вышли составом 120-150 человек выездного состава на банду коалиция (около 180). Понятно, что быструю победу одержала коалиция, которая собрала лучших, но такой поступок парней из Гданьска заслуживает уважения.

К сожалению, Лехию не обошли стороной власти. Репрессии начавшиеся в конце 2000-ых серьёзно ограничили активность лехистов в городах и на стадионах. Были проведены аресты, а стадион стал регулярно закрываться за малейшие нарушения. А война с воеводой поморским рышардом стахурским продолжается по сей день. Летом 2013 года фанаты Лехии даже сыграли с ним в своеобразные "прятки".

К сожалению, 2013 год также принёс и трагические новости. В марте месяце возвращаясь с выезда в Гливице один из автобусов с фанатами Лехии попал в аварию, в результате чего два человека скончалось. На следующей домашней игре лехисты почтили память погибших братьев.

На сегодняшний день Лехия Гданьск вновь вернула себе контроль над большей частью труймяста,не в последнюю очередь благодаря своим фан-клубам. На стадионе продолжается война с воеводой, впрочем как и у подавляющего большинства клубов. Хулиганское крыло всех клубов побережья находится в спячке последние годы. Никаких уставок за пределами своего региона за последнее время не было. [1]

ОФEdit

1998:

  • Lechia Gdańsk : Arka Gdynia - 21x21 - remis

2001:

  • Lechia Gdańsk : Legia Warszawa - banda na bandę - porażka

B/D:

  • Lechia Gdańsk : Bałtyk Gdynia - 3x3 (młode ekipy) - wygrana
  • Lechia Gdańsk : Zawisza Bydgoszcz - 30x30 - wygrana
  • Lechia Gdańsk : Ruch Chorzów - 30x30 (do 25 lat) - porażka

2007Edit

2008Edit

  • ЛКС Лодзь vs Лехия Гданьск, банда на банду. Поражение ЛКС.[4]

2009Edit

  • Lechia Gdańsk (Mławska Lechia) : Legia Warszawa (Mławska Legia) - 5x5 (młode ekipy) - wygrana
  • Lechia Gdańsk : Lech Poznań - 70x70 – wygrana
  • Лехия Гданьск vs Видзев Лодзь + Рух Хожув, 150х180, поражение.

2011Edit

  • 60 рыл из Забже были спалены Лехией Гданьск на пляже в Сопоте. Однако всех опередила появившаяся полиция. Лехия отбыла с места, а Гурник повоевал с акабами.[4]

См.такжеEdit

Дерби Труймяста

СноскиEdit