FANDOM

Клубы и их движенияEdit

История 1982-1993Edit

Начиналось все почти двадцать лет назад. В далеком 82 первые фанаты не только в Латвии, но и в первой лиге СССР появились у Рижской Даугавы. Поначалу народ собирался на одной трибуне вместе пили водку и смотрели футбол, затем появился и первый на стадионе флаг. На секторе за воротами стали собираться все те же люди, которые активно поддерживали команду на домашних матчах. С выездами дела обстояли хуже. На дальние путешествия отваживались немногие, а на немногочисленных выездных играх присутствовали два три фаната.

Пожалуй первым выездом был Вильнюс-82, тогда двое рижан приехали в столицу Литвы на матч первой лиги Жальгирис-Даугава. Тем двоим суппортерам, имен которых мы не знаем по сей день, досталось не слабо.

В период с 82 по 85 года присходило становление фанатов Даугавы. На секторе собиралось по 40-50 человек. Большим толчком в развитии фанатизма в Латвии послужил приезд «коней» (армейцев Москвы) в 85 году. Уже в то время начались первые махачи с ними. Игры с ЦСКА всегда собирали полный стадион, а на фанатский сектор приходило более 50 человек.

В те же года фанаты появились у хоккейного «Динамо» Рига. В отличии от «Даугавы», которая играла в первой лиге союза и не была среди лучших команд страы, «Динамо» являлось одним из лидеров советского хоккея. Трудно сказать сколько фанатов было у «Динамо» в то время, но доподлинно известно, что начиная с 87 года была группировка молодых фанатов, которые пробивали выезда во многие города союза. Были и серьезные махачи. Один из таких произошел в Киеве на Крещатике, где двадцати рижанам противостояла толпа «хохлов» во много раз превышающая количество гостей. В те годы пробиты были Киев, Питер, Москва, Воскресенск, Горький, Ярославль и многие другие города.

Для фанатов «Даугавы» пик фанатизма пришелся на 86-87 года. На домашних матчах сектор за воротами заполнялся полностью. Лидером фанатов «Даугавы» в то время был Паулс.

В те же годы пошло и разделение фанатов на «правых» и «левых». Правыми считались фанаты у которых было более пяти выездов, они постоянно катали по стране и дружили со многими фанатами других команд, «левые» же шизили в основном на домашних матчах. Случались и махачи между «левыми» и «правыми».

Наиболее многочисленными были выезда в Донецк на игру 1\8 финала кубка СССР и в Москву на кубок с «мясом».

Самым запоминающимся был выезд в Москву на ЦСКА в 88 году. Около сорока рижан, были встречены несколькими сотнями «коней». У некоторых фанатов «Даугавы» память о событиях на том выезде в виде шрамов осталась и по сей день.

В том же году уже в Риге была проведена ответная акция против «коней», но вовремя подоспевшая милиция помешала рижанам отомстить за выезд в Москву.

Нельзя не отметить и о отношении властей и сил правопорядка к фанатам. Запрещалось практически все, могли забрать с сектора ни за что. Фанатов исключали из комсомола, и выгоняли из университетов.

В 88 году появились и первые фанаты у Елгавского «РАФа», игравшего во второй союзной лиге. Тогда елгавских фанатов считали "промясными" и случалась конфликты между суппортом «Даугавы» и «РАФа».

Когда в 89 году «Даугава» вылетела во вторую лигу пошел спад в фан-движении. На сектор приходило все меньше народу. В 91 команда вернулась в вышку, но ненадолго. Подьем произошел когда «Даугава» играла во второй лиге, но то были уже не те времена. Сектор заполнялся на половину. В 91 команда играла совсем слабо, народ перестал ходить на стадион. Стали закрывать и фанатский сектор. Фaнаты залезали на него выкрикиваил несколько кричалок после чего убегали от милиции. На последнем матче сезона с «Кубанью» на секторе было всего три фаната.

Развалился союз, перестало существовать и первенство страны... В 92-ом фанаты еще ходили по энерции на матчи, но это продолжалось недолго. Местный чемпионат не вызывал энтузиазма у повидавших видов фанатов. К 93-ему году фан-движение в стране практически умерло. Старые фанаты «Даугавы» и «РАФа» ходили на международные игры. Настало пятилетние затишье, нарушавшeеся лишь на матчах сборной.[1]

  1. http://web.archive.org/web/20020819174653/http://www.hools.dtn.ru/latvia.html