FANDOM

1980-е - 2001 Edit

Набережные Челны ещё в советские времена славились расцветом гопнического движения. Город редко был облагорожен приезжими футбольными фанатами, и у всех посетителей вызывал лишь нецензурные эмоции.

Тем не менее первые фанаты в городе появились ещё в 80-е годы: за челнинское "Торпедо", выступавшее во II лиге союзного первенства, переживала группа активистов заводчан. Среди них были и те, кто организовал вояжи в Ижевск, Пермь, готовили атрибутику - шарфы, значки, одежду с символикой команды. Но когда грянул экономический кризис, людям стало не до футбола.

Первые попытки создания какого-либо движения у Камаза были предприняты ещё в 1992 году. Камаз тогда очень удачно играл в Центральной зоне первой лиги и народ усиленно ходил на футбол. Организовывались даже какие-то поездки на автобусах, но культура фанатения отсутствовала и мужичье не утруждало себя развитием организованного суппорта.

Потом были пять сезонов в высшем дивизионе, и именно последний из них - сезон-1997 - несмотря на вылет Камаза, послужил трамплином для поднятия мощного фанатского движения в Н.Челнах. В том году город посетило огромное количество спартачей, фанаты ЦСКА и других клубов, уже имеющих своих фанатов и ультрас. Именно тогда татарская молодежь стала облачаться в бомберы и розетки и сплотилась в банду футбольных хулиганов с грозным названием Золотая орда. 9 мая 1998 года - день образования банды считается официальным днем рождения челнинского фанатизма.

Золотая Орда // Ultras News #7

Старт был взят плавно - взяли курс на движение «ультрас», модное в 1997-1999 гг. в России. К сезону-1998 фаны усердно подготовились, пошив несколько черно-зеленых флагов и изготовив «домашние» баннеры «Вперед, Камаз!» и «Мы в Татарстане №1». Начали выезжать, и даже завязали какую-то вражду с Казанью.

Началось все с выезда в этот город в 1998-м: 250 человек приехало в город и всячески провоцировали жителей на беспорядки. Крупных столкновений удалось избежать силами правоохранительных органов. Однако агрессия и адреналин, испытанные в тот день, заставили обособиться часть радикальных хулиганов в банду BCR. Потом уже у себя дома автобус с 30 гостями был обкидан камнями, завязалась потасовка, в которой были пострадавшие с обеих сторон. Досталось также и «погонам», которые вызвали на подмогу ОМОН с «черемухой».

В то время крупными составами, более ста человек, посещаются только ближние города, в том числе Нижнекамск и Ижевск. На отдаленные выезда вроде Смоленска, Димитровграда, Саратова, отправлялись по 2-4 фана.

Хотелось бы процитировать любопытный комментарий по поводу выезда фанов в Нижнекамск. Тогда три сотни гостей не только заставили умолкнуть местный стадион, но и устроили празднование ничьей в городе с адскими замутами. На следующий день одна из местных радиостанций объясняла землякам: «Дикари, проезжавшие в этот день, были ни кто иные, как челнинские фанаты. Слава богу. что никаких столкновений между болельщиками обеих команд не произошло». Это забавно.

28 августа 1999 года "Золотая орда" реорганизовывается, после чего, принимается решение сменить старое название и придумать новое, тогда и произошло рождение нового фан-движения - "Chelny Guardia"[1]. Гвардейцы написали свой устав, пошили баннер, стали принимать в свои ряды новых ребят.

Chelny Guardee

Сезон-2000, по оценкам самих челнинских фанатов, прошел на среднем уровне, как по выездным, так и по домашним показателям, хотя в прошлом сезоне фаны «КамАЗа», наряду с уралмашами и нами, провели сезон без «нулей», а Потап впервые в истории челнинского фанатизма сделал «золотой». На домашних играх в ходе сезона собиралось по 20-25 человек, что, учитывая гоп - традиции этого города, в общем-то, неплохо. По крайне мере, в отношении гостей, местные фаны как могли, проявляли свое гостеприимство, чем скрашивали им серые челнинские будни.

CG – 2000: Миасс – 4, Магнитогорск – 4, Челябинск – 1, Е-бург – 1, Киров – 4, Тюмень – 1, Курган – 1, Стерлитамак – 5, Оренбург – 5 + 1 фан «Содовика», Ижевск – 17 + кузьмичи, Чайковский – 1, Йошкар-Ола – 1, Н. Тагил – 5, Пермь – 7.[2]

Начало нового тысячелетия команда встретила во Второй лиге, будучи середняком, без задач, когда футболистам не платили зарплату, соответственно и результаты были соответствующими. Теперь уже нет такого притока новых людей в фан движ, он становится уже более менее сформировавшимся. Посещаются также ближайшие города, появляются первые и околофутбольные темы.

Уже в 2003 году случилось знаковое событие для фандвижа – фанатом по прозвищу Потап был пробит первый и пока единственный "золотник" за "КАМАЗ". В том же году был пробит один из самых массовых выездов за последнее десятилетие – на пяти автобусах фанаты и болельщики отправились на последний "двойник" в сезоне Челябинск-Курган. Тогда команда выполнила задачу и вышла в Первый дивизион. Однако этот год был последним, когда трибуны заполнялись под завязку.

Следующий 2004 год является новым витком в плане фанатизма. Именно в этом году зародился будущий кризис в фанатизме. Начинается деление сектора, который принял название С1, на движения. Некоторая часть фанатов организовывается в фанатскую фирму под названием "Добровольцы".

В 2005 году произошла реорганизация "Chelny Guardia". В этот год фан-сектор пережил свой расцвет. Даже несмотря на поражение от нальчинского "Спартака" в решающем за выход в ПЛ матче, парни продолжили делать перфоманс, жечь файера и поддерживать команду прочими фан-атрибутами. Оглядываясь на весь 2005 год, можно сказать, что фанаты значительно повысили уровень перформанса, который они представляли на домашних матчах.

2006 год выдался годом несбывшихся надежд. Стадион стал потихоньку пустеть, а фанатское движение потихоньку редеть. На секторе уже не собираются по 150 человек – счет пошел лишь на десятки. В этот год на секторе появляются и "оборотни в погонах", которые хотели под прикрытием внедриться в фанатское движение и таким образом контролировать поведение ультрас. Вследствие этого на секторе произошла массовая потасовка, после чего часть ребят ушла болеть на противоположный сектор а потом и вовсе пропала из виду. Также в этом году произошла и неприятная ситуация, когда в гостевом матче против тольяттинской Лады, на который поехало около 25 болельщиков, из которых фанатов было только человек 10, во время прогулки по городу напали порядка 70 местных. Таким образом у автозаводцев появился первый и единственный официальный враг – тольяттинская "Лада". В этом же году C.G.F. реорганизуется в "Гвардейцев", происходит новый набор в фирму.

В 2007 году организованная группа болельщиков из соседней Елабуги, посещающая матчи "КАМАЗа" принимает название "Yelabuga Fans". Несмотря на появление елабужан, количество фанатов на секторе продолжает уменьшаться. Вследствие чего именно в этом году появляются первые идеи создания официального фан-клуба. Практически весь сезон и межсезонье ушли на разработку регламента, переговоров с клубом и фанатами. Также в интернете появляется страничка свободного общения интернет болельщиков под названием "Коалиция".

OCjiXDGTlGA
 И вот наступил 2008 год, когда команда официально объявила задачу выхода в Премьер-Лигу. Тогда же и появился официальный клуб болельщиков "КАМАЗа" "Officina". В него стали вступать охотно молодые ребята и даже девушки в основном в возрасте 15-18 лет, в результате чего трибуна оживилась. Появились переклички между ними и фанатским сектором С1. В плане перформанса КБ старался выделиться и даже посоревноваться с С1. Появился даже какой-то дух соперничества между двумя секторами, что несомненно пошло на пользу. Однако все это не помогло команде решить задачу выхода в Премьер-Лигу, и она вновь была отложена до лучших времен.

Наступивший 2009 год не принес никаких успехов и перемен. Команда также вроде бы стремилась в Премьер Лигу, но останавливалась в шаге от нее. Фанатская жизнь также "устаканилась". "Гвардейцы" вновь реорганизовываются, меняется состав фирмы, оставшийся небольшой костяк принимает название "Autograd Crew". В конце сезона из команды в "Крылья Советов" ушел Юрий Газзаев, с которым были связаны все последние успехи "КАМАЗа", да и фанатизма тоже, так как он хорошо относился к парням, никогда не оставлял их в беде и помогал им в случае трудностей на выездах. Пришедший ему на смену Роберт Евдокимов сразу изменил отношения между командой и фанатами, жестко разграничив и указав каждому свое место.

Сезон-2010:

http://82.179.197.183/img_lib2/Titov/itog10/5d1e616ca93cf3da2527830277aefbbd.jpg

подробно читайте на портале

onedivision.ru

Несмотря ни на какие трудности и слухи, окружавшие команду, количество фанатов на секторах все-таки увеличилось. Парни были рады тому, что клуб нашел возможность играть самостоятельно и не стал чьим-то фарм-клубом. Новый главный тренер хоть и относился холодно к фанатам, но тем не мене поставил команде хорошую игру,став в конце сезона лучший тренером Первого дивизиона. В плане перформанса КБ продолжал активно радовать зрителей, а вот С1 первый круг вообще практически в этом плане пропустил, активизировавшись лишь летом. В плане выездов все было по-прежнему, все те же примерно 50 процентов, из которых клуб организовал 4 выезда. Были и неприятные инциденты в Краснодаре, когда главный тренер команды отвернулся от фанатов, попросивших о помощи с возвращением девушки домой. Благо капитан команды Спартак Гогниев не бросил фанатку в беде и помог с деньгами на билет. Фанаты окончательно поняли что на выездах надеяться не на кого, но тем не менее продолжали их пробивать, ведь кроме тренера оставалась еще и команда, которая нуждалась в поддержке. Стоит отметить, что в этом году фанаты как С1, так и КБ очень сблизились с нижнекамскими "нефтехимиками". Они стали приезжать друг к другу на матчи в гости и даже совместно пробивать выезда.

Посещаемость стадиона была очень не велика – порядка 3-4 тысяч. Почему и как так произошло – вопросов много, как собственно и ответов на них.

См.такжеEdit

ВыездыEdit

Статистика выездов за ФК КАМАЗ (1998-2008):

  • 1 дивизион - 1998, всего: пробито выездов - 3 из 21, км - 1531 из 30192, выездных - 52, ультрас-лига - 12

Раменское (Сатурн) – 1; Ижевск (Динамо) – 25; Казань (Рубин) – 26.

Ижевск (Динамо) – 26; Чайковский – 6; Пермь (Динамо) – 27; Оренбург – 5; Новотроицк – 3; Стерлитамак – 20.

  • 2 дивизион - 2000, пробиты все выезда!!! (14, "золото" - Потап) всего: км - 8903, выездных - 57, ультрас-лига - 117

Миасс – 4; Магнитогорск – 4; Челябинск – 1; Екатеринбург – 1; Киров – 4; Ижевск (Динамо) – 17; Чайковский – 1; Тюмень – 1; Курган – 1; Стерлитамак – 5; Оренбург – 6; Нижний Тагил – 5; Пермь (Динамо) – 7; Йошкар-Ола – 1.

Миасс – 3; Челябинск – 4; Стерлитамак – 40; Магнитогорск – 2; Екатеринбург – 3; Березники – 2; Ижевск – 35; Чайковский – 3; Оренбург – 3; Нижний Тагил – 5; Пермь (Динамо) – 7; Йошкар-Ола – 1; Альметьевск – 50; Ижевск (Динамо, кубок) - ???; Курган, Киров и Новотроицк - 0.

Стерлитамак – 40; Уфа (Нефтяник) – 78; Чайковский – 1; Ижевск (Динамо) – 37; Альметьевск – 40; Екатеринбург – 2.

Магнитогорск – 1; Стерлитамак – 5; Ижевск (Динамо) – 42; Н.Новгород (Локомотив) – 39; Альметьевск (кубок) – 40; Челябинск (Лукойл, кубок – 41; Челябинск (Лукойл) – 159; Димитровград – 40; Йошкар-Ола – 6; Альметьевск – 77; Уфа (Строитель) – 1; Челябинск (Зенит) – 38; Курган – 40. Ульяновск, Новотроицк, Урень, Оренбург, Ниж.Тагил, Н.Новгород (Электроника), Киров, Волжский - 0

Брянск – 5; Ижевск (ГазГаз) – 62; Раменское (Сатурн, кубок) – 42; Нижнекамск – 43 (вне зачета); Ульяновск – 45; Саранск – 15; Новороссийск (Черноморец) - 1; остальные - 0.

  • 1 дивизион - 2005

Челябинск (Спартак) - 12; Саратов - 47; Курск - 44; Орёл - 43.

  • 1 дивизион - 2006

Н.Новгород (Спартак) - 0 + 30 животов?; Екатеринбург - 1; Стерлитамак – 25; Тольятти - 30. Химки - 25.

  • 1 дивизион - 2007

Москва (Торпедо) - 60; Альметьевск (кубок) - 80; Саранск - 3; Новотроицк - 1; Стерлитамак - 30.

Новотроицк - 1; Ульяновск - 80; Химки (САК) - 5; Краснодар (Кубань) - 1 Ебург - 1; Калиниград - 1; Подольск - 3; Новороссийск - 2; Москва (Торпедо) - 70

  • 1 дивизион - 2009

Белгород - 0, Курск – 2 + 2 Москва, Химки – 28+10 Москва, Краснодар (Кубань) – 4, Химки (Балтика) – 13+5 Москва, Санкт-Петербург – 2, Сочи – 3, Краснодар (ФК) – 2, Омск (кубок) - 0, Астрахань – 3, Волгоград – 3, Хабаровск - 0, Владивосток - 0, Н.Новгород (Волга) – 39, Екатеринбург – 9, Омск - 0, Ярославль - 0, Брянск - 0, Саранск – 2, Н.Новгород (ФК) – 40

ФанзиныEdit

  • Chelny Guardee (2001) - программка, а5, 4 стр.

"Chelny Guardee". Пилотный номер. Издание фанатов ФК "КамАЗ" Набережные Челны. Формат А5. В канун Нового 2002 года наконец-то порадовали и челнинские фанаты, выпустившие фан-программу (один лист формата А4 свернутый пополам), в которой вкратце рассказывается о истории возникновения фанатского движения в городе, который долгое время считался не только "столицей" гопоты, но и был своего рода эпицентром зла, а также приводится выездная статистика суппортеров "КамАЗа". На последней странице изображен огромный кельт и надпись: "С Новым годом!". На это все. Пилотный номер так и остался единственным - больше из Челнов мы ничего не получали...[3]

  • Челнинский дух (2007) - а5, 12 стр., ксерокс, обложка на зеленой бумаге, тираж 50 шт.

СсылкиEdit

ПримечанияEdit

  1. c http://www.ch-guard.ru/
  2. Viking #4
  3. Viking #5 (2003)