Fandom

Ultras Wiki

Иртыш Омск

1,239pages on
this wiki
Add New Page
Comments2 Share

1989-2001Edit

Омский футбольный фанатизм имеет хотя и небогатую, но довольно-таки непохожую на подобные движения в других городах историю. Так уж сложилось, что в Омске на первом месте по популярности всегда был хоккей. И ладно бы нынешние времена, когда «Авангард» по праву считается одной из лучших хоккейных команд России и более знаменит, чем футбольный «Иртыш», но тогда в середине 80-х футбольная команда высоко котировалась во 2 лиге союзного чемпионата, в то время как хоккейная во все той же 2 лиге сползала все ниже и ниже. Так или иначе, первыми заговорили о себе именно фаны «Авангарда», чему способствовала удачная игра команды, а также открытие шикарного СКК «Иртыш» и переезд с открытого корта под крышу. Эти люди и стояли у истоков футбольного фанатизма в Омске, сделав пробный выезд в Новосибирск в 1998 году на матч «Чкаловец» - «Иртыш» (0:2) количеством в 13 рыл. Ничем знаменательным тот выезд не запомнился: шиза была так себе из-за того, что добрая половина суппортеров банально была «не в форме» после бурной пьянки в поезде…

По настоящему фаны «Иртыша» заговорили о себе лишь год спустя. 1989 год стал, по существу, первым и последним активным сезоном для первой волны омских суппортеров. Хотя домашний сектор не собирал более 30 рыл и основной костяк банды составляли хоккейные фаны – наконец-то все было похоже на реальную шизу, характерную для того времени: пара баннеров средних размеров, полосатые сине-белые розетки ручного изготовления, всевозможные трубы, горны, трещотки, неизменные серпантин и конфетти. Любопытно, что активность на алкогольном и хулиганском фронтах была практически сведена к нулю, во многом из-за жуткого дефицита на спиртное и слабого фан-движения в Сибири. Да и полицейский контроль в те времена расцвета перестройки был гораздо мягче, нежели сейчас. Настоящим же раем был безбилетный тревеллинг, ибо основу проводников составляли, в подавляющем большинстве, желающие подзаработать студенты, которые не отличались чрезмерной наблюдаемостью касаемо пассажиров. Однако, несмотря на все это выездная активность была довольно слабой.

В 1989 году было сделано всего 4 выезда: Владивосток – 1 (Борода как раз и работал летним проводником, подгадав вояж на Дальний Восток под свою смену), Новосибирск – 2, Барнаул – 12, Томск – 11.

Кстати, мы были первыми иногородними фанами, кто посетил столицу Алтая. Томск же запомнился тем, что хотя там до нас там побывали барнаульские динамики, именно об омичах написали в футбольной прессе как о миссионерах футбольного фанатизма в этом городе. Возможно, причиной тому стали порезанные на розы угловые флажки, разрисованная вдоль и поперек омскими граффити единственная трибуна стадиона и ритуально зарытый в ворота, под покровом ночи, собачий череп. Так или иначе, к концу сезона футбольный фанатизм в Омске практически сошел на нет. Причина – отнюдь не игра команды, а, как говорилось выше, наличие в стане фанатов большого количества хоккейных суппортеров. Начало хоккейного сезона и превратило более-менее реальный фанатизм в чисто декоративный.

В начале футбольного сезона – 90 на восточной трибуне еще собиралось десяток-полтора фанов «Иртыша», но всем уже было ясно, что прошлогоднего взрыва фанатизма, хотя бы в локальном смысле, уже не добиться. Отдельными энтузиастами еще делались выезды: 90 г. – Экибастуз – 1, Целиноград (нынешняя Астана) – 1; 91 г. – Новосибирск (кубок) – 11; 92 г. – Новосибирск – 10, но о выходе на прежний уровень в ближайшие несколько лет, да еще и в эпоху всеобщего российского фан – декаданса, говорить не приходилось.

Возрождение футбольного фанатизма в Омске должно было рано или поздно состояться. На этот раз местом дислокации фаны избрали 11 сектор на Северной трибуне. И если, в 1998 и 1999 году движение только делало робкие попытки, являя собой домашний декоративный фанатизм и собирая на секторе десяток человек, то 2000 год можно с полным правом назвать точкой отчета второй волны. И хотя народу шизело не много, вновь стали пробиваться выезда: Барнаул – 3, Новосибирск – 6, Братск – 1, Пермь («Амкар» - кубок) – 2. Основной проблемой являлась слабая техническая оснащенность и элементарное отсутствие приличного баннера. Но главное то, что удалось избежать ошибок десятилетней давности.

Новый, 2001 год, показал, что это действительно так. Привлечение в 11 сектор омских скинов под предводительством Немца, а также возвращение некоторых старых фанов дали новый импульс движению. Группировка получила название West Siberian Grave Diggers. Старт сезона показал, что все в порядке и с выездной деятельностью. На момент написания статьи статистика выглядит так: Тюмень (к) – 8, Новосибирск – 9, Тюмень – 7, Новокузнецк – 3, Барнаул – 9. К сожалению, есть и нули – Благовещенск и Хабаровск. Так что, будем надеяться на полное возрождение омского футбольного фанатизма.

Берия[1]

2001-2011Edit

В сезоне 2002 года омским фанатам удалось избежать спада, и сохранить качественный и количественный уровень суппорта. С выездами всё также было в порядке. Были пробиты все ближайшие города. Причём выезд в Барнаул был совершен на специально заказанном автобусе. Омские фанаты наладили тесный контакт с фанатами из Тюмени и Новосибирска, что позволило получать новую информацию о развитии движения в России и за рубежом.

Тяжелые времена для иртышовского суппорта вновь настали в 2003 году, когда до Омска докатилась реакционная волна борьбы с экстремизмом, вызванная погромом на Манежной площади в Москве после матча Кубка Мира 2002 года Япония – Россия. Омские милиционеры ужесточили контроль за фанатским сектором. Со временем прессинг властей становился всё более жёстким. Фанатов задерживали безо всяких причин, снимали отпечатки пальцев и составляли досье. На вираже стадиона воцарила угнетающая обстановка, повлиявшая на моральный дух фанатов и, следовательно, на качество поддержки. В результате этих действий многие правые перестали посещать домашние матчи. Это решение вынудило распустить «West Siberian Grave Diggers».

Новая группировка, появившаяся в этом же году, была названа «Brutal Jokers». Костяк этой банды составляли опытные суппортёры, но количество молодёжи было слишком велико. Для многих парней это был первый сезон, многие не знали репертуара. К тому же отсутствие финансовой поддержки со стороны клуба и низкая материальная обеспеченность самих фанатов, многие из которых не работали, а некоторые и вовсе были школьниками, не позволила осуществлять достойную выездную деятельность. Не сумев организовать разгильдяйский молодняк, а также устав от всё большего прессинга со стороны представителей правопорядка, фанатский сектор покинули практически все старые фанаты. Это привело к резкому падению качества шизы.

Сезон 2004 года фанаты «Иртыша» встретили на новом месте, так как северная трибуна «Красной Звезды» была признана аварийной. Теперь их домом стал 1 сектор восточной трибуны. Не смотря на все передряги внутри движения, на секторе собиралось не меньше 30 человек. Единственное, чем могли похвастать омские фанаты, так это громким и слаженным пением. Тем более песен и кричалок собственного сочинения было довольно много. Всё так же оставалось пристальным внимание со стороны правоохранительных органов. После матча с барнаульским «Динамо» омский ОМОН задержал весь фанатский сектор и доставил парней в ближайшее РОВД. Причиной таких мер сотрудники милиции навали возможные драки и беспорядки с приезжими фанатами. Больше всего омских фанатов на домашнем секторе собрал матч Кубка России, в котором «Иртыш» принимал питерский «Зенит». Число суппортёров превысило 60 человек. Гости из северной столицы показали местным парням настоящее файер-шоу. Ответить омичи могли лишь слаженной шумовой поддержкой.

Приезд большого числа фанатов из Санкт-Петербурга, а особенно их внешний вид, подтолкнул парней из «Brutal Jokers» к разработке собственной атрибутики. Попытки получить поддержку в том у руководства клуба, на первых парах, результатов не дали. Фанаты решили действовать самостоятельно, но главной помехой в реализации проектов роз и баннеров стала сама команда, точнее её часто изменяющаяся форма. В один сезон «Иртыш» играл в форме красного, синего и зелёного цветов. В итоге первые фанатские розы было решено делать в традиционных сине-белых цветах. Итак, весной 2005-го года, с помощью сотрудников футбольного клуба, фанатский сектор получил собственную цветовую идентификацию, причём команда в этом сезоне играла в красно-чёрной форме. В этом же году появился первый самодельный баннер. Амбициозная молодежь втягивалась в процесс всё сильнее. Единственным белым пятном являлась очень слабая выездная активность. Были пробиты только пара ближайших городов и то малым составом.

Зато дома фанаты «Иртыша» старались из-за всех сил. Сектор стабильно собирал более 20 человек. Росту численности активно мешала милиция. Парни постарше, отказываясь терпеть унижения, покидали сектор. Многие новички проводили только один-два сезона. Традиционно всплеском активности было начало сезона, а к концу она спадала. Доходило до того, что осенью на домашних матчах команду поддерживали всего 5-6 фанатов. Не смотря на малочисленность состава и строгий милицейский контроль, омские парни пару раз в сезоне решались использовать пиротехнику. После файер-шоу весь сектор грузился в ППМ и отправлялся во всем знакомое РОВД. Абсолютно новым для омского фанатизма событием стал прошедший в ноябре 2006 года фан-фест. Организованный BJ, в одном не большом ночном клубе, рок-концерт, посвящённый окончанию сезона, прошел на славу и собрал людей больше чем футбольные матчи.

2007 год в истории омского фанатского движения можно назвать застойным. Практически отсутствовало пополнение состава, так и не был изготовлен новый баннер, обстановка с выездами осталась прежней. Милиция продолжила закручивать гайки, привлекая для этого работников футбольного клуба. Подводящий итоги сезона второй фан-фест оказался под стать всему году. К тому же отдел по борьбе с экстремизмом заинтересовался происходившим на этом мероприятии, и в дальнейшем ни один омский клуб не дал своего согласия на проведение подобных вечеринок. Это привело к очередной смене поколений, которая произошла уже в следующем 2008 году.

Примерно повторилась ситуация 2003-го года. Старые фанаты покинули стадион, оставив молодёжь осваивать всё с нуля. Большинство парней из «Brutal Jokers» отошли в сторону, но сама группировка дэ-юре существовать не перестала. Перемены начались с самого начала. ФК «Иртыш» проводил матчи в новом крытом манеже, тем самым фанатский сектор снова поменял свою прописку. И на новой трибуне была организована новая группировка «Gaz-Myas Supporters». Основу этой банды составили выходцы из BJ. Примерно год новая группировка входила в колею, слаживался состав, но сезон 2009 года им удалось начать на хорошем уровне. Обширно увеличился список пробитых выездов. Первую половину сезона матчи проходили в манеже, что делало невозможным использование пиротехники. В итоге, истосковавшись по свежему воздуху первый же матч своей команды сыгранный на главном стадионе, фанаты отметили самым мощным зарядом пиротехники из 3-х файеров и 4-х дымов. К осени, благодаря успешной игре команды, теперь уже на 1 сектор западной трибуны, которую отдали фанатам, стали возвращаться фанаты из BJ. Поддержка заметно улучшилась. По итогам сезона «Иртыш» занял первое место в зоне и вышел в Первую лигу.

http://onedivision.ru/news/8154/ Сезон 2010 на onedivision.ru

Нового сезона в Омске ждали как никогда. Спустя 11 лет омская футбольная команда вновь стартовала в Первом дивизионе. Фанаты «Иртыша» ещё в межсезонье решили повысить себе планку и возвести суппорт на достойный уровень. Для этого обе фанатские банды объединили свои усилия. К весне 2010 года был куплен большой барабан, который задавал ритм для шизы более чем сорока глоток. С самого начала сезона фанатскую трибуну украшали разнообразные разовые баннеры. В первом матче на большой футбольной арене иртышовцы отметились красочным перформансом в начале и файер-шоу в завершении. Этот матч омичи могут занести себе в актив как самый красочный за всю свою историю. Огорчает только тот факт, что в результате общего задержания в милиции был утерян большой баннер. После этого у фанатов «Иртыша» появись проблемы с проходом на собственный сектор, но парни решили, что совсем не обязательно находиться на трибуне, чтобы поддерживать свою команду. Собравшись около ворот на стадион и развешав баннеры на пиках ограждения, омская торсида принялась громко распевать свои песни. Впоследствии это явление в среде самих же фанов получило название «Омский Околозабор».

Одновременно с развитием домашнего сектора омичи принялись осваивать новые для себя точки на карте России. За сезон было пробито 9 выездов, и поставлен личный рекорд в массовости. Активность фанатов первой половины чемпионата была вознаграждена со стороны руководства клуба. Выразилось это в организацию выезда в Екатеринбург, а именно предоставление автобуса и часть оплаты за дорогу. Во многом благодаря клубу, тот выезд стал рекордным по численности. Повышение уровня движения ультрас дало импульс к началу омского околофутбола. Свой первый и пока единственный спарринг омичи провели дома с фанатами екатеринбургского «Урала».

Пройдя половину сезона «Иртыш» покатился в зону вылета. Фанатский сектор начал редеть. В этом ему успешно содействовала доблестная омская милиция. Тем не менее, шиза была на хорошем уровне. Фанаты чем могли помогали своей команде, но этого оказалось недостаточно. По итогам года «Иртыш» вернулся в зону «Восток» Второго дивизиона чемпионата России.

ПрочееEdit

ВыездаEdit

  • 1989

Владивосток – 1, Новосибирск – 2, Барнаул – 12, Томск – 11, остальные - 0

  • 1990

Экибастуз – 1, Целиноград (Астана) – 1, остальные - 0?

  • 1991

Новосибирск (кубок) – 11

  • 1992

Новосибирск – 10

  • 1993-1999

все - 0

  • Иртыш Омск - 2000, всего: пробито выездов - 4 из 12, км - 5196 из 36872, выездных - 12, ультрас-лига - 12

Барнаул – 3, Новосибирск – 6, Братск – 1, Находка, Хабаровск, Новокузнецк, Иркутск, Владивосток, Благовещенск, УланУдэ, Кемерово - 0, Пермь (Амкар, кубок) – 2

  • Иртыш Омск - 2001

Новосибирск – 9, Тюмень – 7, Новокузнецк – 3, Барнаул – 9, остальные - ??, Тюмень (кубок) – 8

  • Иртыш Омск - 2002
  • Иртыш Омск - 2003
  • Иртыш Омск - 2004
  • Иртыш Омск - 2005
  • Иртыш Омск - 2006
  • Иртыш Омск - 2007
  • Иртыш Омск - 2008
  • Иртыш Омск - 2009

Волгоград - 1, Астрахань - 0, Владивосток - 0, Хабаровск - 0, Н.Новгород (Волга) - 1, Набережные Челны - 0, Ебург - 30, Брянск - 0, Ярославль - 0, Н.Новгород (ФК) - 2, Саранск - 2, Курск - 0, Белгород - 0, Краснодар (Кубань) - 2, Химки - 2, СПб (Динамо) - 0, Калининград - 0, Краснодар (ФК) - 1, Сочи - 1

ПримечанияEdit

  1. фанзин Viking #4