FANDOM

Днепр, ФК Смоленск, Кристалл, ЦСК ВВС, Искра

1986-1993Edit

"Искра" Смоленск. Как же не вспомнить про "Искру". Немеренные банды ЦСКА обрушивались на этот тихий город в 1985 и 86 гг. - это и был первый урок фанатизма. После вояжа "армейцев" в 1986 г. возникли по их примеру первые смоленские фанатики. По-моему они даже кричали: "Армейцы с Днепра прототипы ЦСКА", хотя цвета имели красно-белые. Вся тусовка смолян делилась опять же на два лагеря - фаны "Спартака" и ЦСКА. Но политику вели лоховскую: зачастую обижали приезжих фанов. Особенно досталось где-то в конце 80-х клайпедцам и калининградским фанам "Балтики". Сами же в другие города ездили нечасто - по настроению. Но пробивали дружественную Белоруссию, дружили с "текстилями" и кинешемцами. Не тронули их даже во Владимире. Смоляне отмазались спартаковским происхождением. Дальнейшая судьба "искрян" мне неизвестна, хотя их было около десятка в Москве на матче ЦСКА - Рома в 1991 г. Пообщались, посетовали на тяжкую жизнь и разошлись.[1]

1997-2004Edit

Новейшая история фан-движения в одном из самых западных областных центров России ведётся с конца 1997 года – в это время появляются первые клубные шарфы красно-синей расцветки. С появлением атрибутики появляется и стимул объединиться, шизить и ездить на выезда. В первый год пробивались Раменское и Санкт-Петербург автобусами в количестве 25-35 фанов.

Перед началом сезона-1998 фан-бригаде было дано название Crazy Fliers (Сумасшедшие летчики). Тогда клуб выступал в 1-й лиге и носил название ЦСК ВВС Кристалл. Новая организация бурно взялась за деятельность и в 1998 году смолянами было пробито уже куда больше выездов: в Питере было больше 50 человек, добирались парни в Тулу, Ниж.Новгород, Казань, Наб.Челны, Саратов, Ижевск и т.д.

Crazy Fliers.
Смоленские «летчики», которые, как известно, в вышке всецело поддерживают ЦСКА, провели сезон на пять с плюсом. Они самые экипированные в лиге, в их арсенале имеется 14 (!) видов розеток, которые они изготавливают в Польше, а также куча разных клубных футболок, шапочек, флагов и т.д.
В начале сезона на домашке собиралось до сотни суппортеров, но к концу сезона, из-за плохой игры «Кристалла» сектор немного порядел, но на выездных настроениях это никак не отразилось. В результате просто ох…ые цифры, а лидер банды Активист сделал «золотой». К сожалению, сорвался «золотник» у Мутного, который не смог попасть в Кениг из-за заморочек на границе с погаными лабусами.
Стоит отметить и то, что в Красноярск смоляне добирались полностью на «собаках» и на всю дорогу у них ушло 2 (!) недели. Остается пожелать красно-синим и на следующий год проявить себя с лучшей стороны.
Crazy Fliers-99: Ставрополь-10, Нальчик-10, Нижний-11, Казань-9, Москва-50, Липецк-9, Воронеж-9, Красноярск-4, Чита-4, Калининград (к)-3, Астрахань-6, Махачкала-2, Пермь-10, Ижевск-10, Димитровград-3, Саратов-4, Питер-7, Калининград-4, Томск-3, Тюмень-4, Тула-10, Орехово-16.[2]

В 1999 году кристалловске фаны и вовсе посещают все матчи сезона, включая Ставрополь, Красноярск, Махачкалу, Пермь, Томск и даже Читу! На двойник Красноярск-Чита отправилось 4 безумца на собаках, включая одну девчноку! Дорога у них заняла больше двух недель. В этом сезоне известному фану Активисту также удается пробить золотник.

К этому моменту фаны сами себе пошили 18 видов розеток (!) и здоровый баннер в красно-синюю полосу «Кристалл Смоленск» (10 х 6 м). В плане печатного дела успели выпустить 5 фан-зинчиков «Crazy Fliers Fan Zeitung».

К началу сезона 2000 Crazy Fliers ликвидируется в связи с переосмыслением ценностей и переходом на более цивилизованный способ выездной деятельности. Преемником банды становится Keytown Firm, кредо которой становится «лучше меньше, да лучше». Кроме того в межсезонье проходит первое Red-Blue Party с участием смоленских хардкор и рок-групп, собравшее до 300 поклонников смоленского клуба.

Однако одновременно с этим начинается и закат смоленского движа. Выездов становится все меньше, нормальные цифры показываются только в Москве, Питере, Туле. А к 2002-му моб и вовсе разваливается.

Лишь в 2003-м году началось новое возрождение смоленских фанатов. Открывается сайт http://region67lads.h12.ru (переехал на http://www.lads67.ru), появляется ряд молодежи, пробиваются новые Краснодар и Саранск. Кроме того появляется фанзин с оригинальным названием «4 o`Clock Dog», повествующий о событиях 1999-2003 гг. и кучу других статей.

К сожалению в этом году клуб постигает сначала вылетание из первой лиги, а потом и вовсе банкротство. Кристалл прекращает свое существование, фанаты прекращают свою деятельность, кто-то продолжает фанатеть за ЦСКА Москва, а новый клуб ФК Смоленск начинает в КФК. В 2005-м ему дается право играть во второй лиге и постепенно он снова обрастает фанатами, однако вряд ли им удастся вернуть славу смоленских фанатов 1990-х.

krnr, 2006

1997-2002Edit

История кристалловского фан-движения ведётся с конца 1997 года - времени появления первых клубных шарфов красно-синей расцветки. Перед началом сезона 1998 года в Смоленске была создана молодежная фан-группировка CRAZY FLIERS ("Сумасшедшие летчики"). Это название появилось от того, что в ту пору у команды, еще существовал префикс "ЦСК ВВС". Новая организация оказалась весьма добротной и своевременной, и в 1998 году смолянами было "пробито" уже значительно больше выездов. В Санкт-Петербурге был установлен рекорд массовости на выезде - свыше 50 человек, а вот Саратов и Набережные Челны суппортер "Кристалла" по прозвищу Спилберг посетил в гордом одиночестве.

А вот 1999 год можно смело назвать Золотым в истории смоленского фанатизма, поскольку кристалловскими фанатами были посещены все выезды сезона. Такими блестящими показателями не может похвастаться ни одна фан-группировка первой лиги-99! Один только Нальчик - 10 и Чита - 4 чего стоят! Наиболее примечательный двойник Красноярск-Чита пробили: Мутный, Паспорт, Активист и Мамочка. Что для девчонки просто фантастика! А если учесть, что ехали они туда (кроме Активиста) на собаках, то становится, ясно насколько великие люди болеют за смоленскую команду. Ведь, кроме феноменальных выездных показателей, кристалловцы могут похвастаться огромным (для провинции) разнообразием клубных шарфов - 18 видов и транспарантом "Кристалл Смоленск" (10 на 6 метров).

Так же в 1999 году, впервые в истории смоленского фанатизма появился человек, который посетил абсолютно все выездные (в том числе кубковые) и домашние матчи своей команды - смоленского "Кристалла", т.е. сделал "Золотой сезон". Человек этот всем известен - Активист.

Перед началом сезона 2000 года произошло два знаменательных события: во-первых, была упразднена фан-группировка CRAZY FLIERS, а во-вторых, прошёл убойный концерт RED-BLUE PARTY с участием смоленских хард-кор и рок-групп. На концерте присутствовал весь цвет молодёжного авангарда города Смоленска: порядка 300 поклонников красно-синего дела и приближённых.

Почему было решено отказаться от названия CRAZY FLIERS? Это бренд - символизирующий кристалловское фан-движение в его первоначальной стадии развития: шарфы, бомберы, собаки, товарняки, отсутствие денег и т.д. Постепенно смоленские суппортеры переросли всё это, пришло понимание того, что если ты едешь на выезд, ты представляешь свой город и должен выглядеть соответственно.

Поэтому в связи с новыми тенденциями в "болении", появилось и новое название - KEYTOWN FIRM. После этого, правда, количество посещённых смолянами выездов стало меньше, но их качество (респектабельность, стиль поведения) значительно возросло.

Впрочем, следующий календарный 2001 год принёс показатели ещё хуже. Поклонниками "Кристалла" посещена была лишь половина выездных матчей сезона.

Но если 2001 год - оказался шагом назад, то 2002 - был просто провалом. Год оказался самым худшим за все время существования смоленского фанатизма. Внутренние противоречия достигли апогея, среди фанатов появились представители шарп- и антифа-идеологий, что отрицательно сказалось на фирме. Какой бы то ни было моб окончательно развалился. Поэтому не удивительно, что и выезда в этом году мало кого интересовали.

Однако, с началом 2003 года ситуация начала меняться к лучшему. Эра Водолея наступила и в Смоленске. Мода на "шарп" прошла так же неожиданно, как и возникла. Появилась целая поросль молодых людей, готовых заслужить себе серьезную репутацию. На городском уровне им это пока вполне удается, но посмотрим как будет на междугороднем. Быть может, в скором времени новой смоленской молодежи даже удастся возродить былую славу смоленского фан-движения. Во всяком случае, предпосылки к тому есть…

Активист

2005-2011Edit

ПрочееEdit

ФанзиныEdit

  • Crazy Fliers #1 (1997). Издатель: . Формат: А4. Стр.: ???, Обложка: черно-белая, Печать: ксерокс. Примечания: нет
  • Crazy Fliers #2 (1997?). Издатель: . Формат: А4. Стр.: ???, Обложка: черно-белая, Печать: ксерокс. Примечания: нет
  • Crazy Fliers #3 (1998). Издатель: . Формат: А4. Стр.: ???, Обложка: черно-белая, Печать: ксерокс. Примечания: нет обложка
  • Crazy Fliers Fan Zeitung #4-5 (1998). Издатель: . Формат: А4. Стр.: 10, черно-белая, Печать: ксерокс. Примечания: нет
  • Crazy Fan-zine #6 (2000). Издатель: . Формат: . Стр.: , Обложка: , Печать: . Примечания:
  • Aktivist News (2000). Издатель: Активист. Формат: A5. Стр.: 8, Обложка: черно-белая, Печать: ксерокс. Примечания: нет обложка
  • 4'o Clock Dog (2004). Издатель: . Формат: А4. Стр.: 64, Обложка: цветная, Печать: ???. Примечания: нет обложка

ВыездаEdit

  • Первая лига - 1997, всего: пробито выездов - 3 из 22, км - 1855 из 48621, выездных - 65, ультрас-лига - 39

Раменское - 25, Санкт-Петербург - 35, Элиста, Саратов, Нальчик, Димитровград, Чита, Липецк, Ижевск, Ставрополь, Нижнекамск, Махачкала, Тольятти, Майкоп, Краснодар, Омск, Ленинск-Кузнецкий, Камышин, Екатеринбург, Волжский, Владивосток - 0. Санкт-Петербург (кубок) - 5

Санкт-Петербург - 50, Тула - 11, Н.Новгород - 4, Казань - 4, Ижевск - 4, Липецк - 8, Воронеж - 7, Саратов - 1, Наб.Челны - 1, Раменское - 40, Димитровграл, Ставрополь, Чита, Махачкала (Анжи), Томск, Нальчик, Нижнекамск, Майкоп, Тольятти, Краснодар, Омск - 0. Реутов (кубок) - 5, Орехово-Зуево (кубок) - 7

  • Первая лига - 1999, пробиты все выезда!!! (22, "золотой" - Активист) всего: км - 38197, выездных - 209, ультрас-лига - 628

Махачкала - 2, Воронеж - 9, Саратов - 6, Торпедо-ЗИЛ - 50, Калининград - 7, Пермь - 10, Казань - 9, Ижевск - 10, Тула - 10, Чита - 4, Томск - 3, Нальчик - 10, Красноярск - 4, Липецк - 9, Локомотив СПб - 11, Астрахань - 6, Тюмень - 4, Торпедо НН - 13, Димитровград - 3, Ставрополь - 10, Орехово - 16, Калининград (кубок) - 3

Саратов - 9, Торпедо-ЗИЛ - 35, Казань - 4, Ярославль - 25, Пермь - 3, Ижевск - 0, Чита - 0, Тольятти - 6, Томск - 3, Тула - 20, Калининград - 0, Астрахань - 1, Красноярск - 0, Нальчик - 1, Новотроицк - 4, Сочи - 5, Липецк - 6, Спартак-Чукотка - 15, Локомотив СПб - 40, Москва (Торпедо-ЗИЛ) - ?

Ярославль - 6, Астрахань - 5, Казань - 1, Нижнекамск - 5, Химки - 25, Тольятти - 3, Тула - 40, Калининград - 6, Н.Новгород - 20, Элиста, Краснодар, Пермь, Нальчик, Томск, Красноярск, Ижевск, Чита - 0. Вологда (кубок) - ?

Краснодар - 4, Химки - 10, СКА Ростов - 2, Динамо СПб - 20, Казань - 1, Астрахань, Пермь, Томск, Ижевск, Тольятти, Новороссийск, Воронеж, Красноярск, Хабаровск, Чита, Нальчик, Нижнекамск - 0, Псков (кубок) - ?

Пермь - 2, Краснодар - 2, Питер - 20, Химки - 30, Саранск - 1, Воронеж - 4, Липецк - 3, Калининград - 1, Тольятти, Екатеринбург, Ижевск, Астрахань, Саратов, Томск, Чита, Хабаровск, Новокузнецк, Нижнекамск, Махачкала, Нальчик, Лермонтов (Терек) - 0. Тула (Кубок) - 10

  • КФК. Черноземье - 2004

...

  • 2 лига. Запад - 2005, пробиты все выезда!!! (16), всего: км - ??, выездных - 177, ультрас-лига - ??

Наро-Фоминск - 16, Тула - 15, Тверь - 14, В.Волочек - 9, Щелково - 1, Реутов - 20, Вологда - 3, Кострома - 4, Москва (САК) - 30, Череповец - 6, Иваново - 14, Владимир - 22, Санкт-Петербург - 5, Москва (Пресня) - 15, Калининград - 2. Калиниград (кубок) - 1?

  • 2 лига. Запад - 2006, всего: км - ? из ?, выездных - 118

Москва (Фортуна) - 11, Калиниград (Балтика-2) - 4, Москва (Пресня) - 9, Реутов - 3, Тверь - 50, Питер (Петротрест) - 2, Тула - 7, Краснознаменск (Торпедо-РГ) - 5, Питер (Зенит-2) - 8, В.Волочек - 1, Москва (САК) - 2, Щелково - 8, Владимир - 2, Наро-Фоминск - 0, Вологда - 2, Череповец - 0, Кострома - 4, Иваново - 0 \\ Пинск (тов.матч) - 2

  • 2 лига. Запад - 2007
  • КФК. Черноземье - 2008

Тула - 1, Новомичуринск - 1, Брянск - 3, Калуга - 5, Лиски - 2, остальные - 0. Калуга (кубок) - 1

СсылкиEdit

ПримечанияEdit

  1. из фанзина "Русский Фан-Вестник" #10
  2. Viking #2