FANDOM

[источник?]

В Советском Союзе (царствие ему небесное) это движение зародилось намного позже, чем в Европе (не говоря уже про Южную Америку), а именно в 1977 году. Сгоравшие от любви к красно-белому "мясу" юноши начали ездить за своим клубом, дабы поддержать команду в борьбе за путевку в высшую лигу, откуда "Спартак" вылетел в 1976 году.

Разумеется, эти парни были далеко не те болельщики, которые и раньше ездили в другие города посмотреть игру любимой команды. Цель первых фанатов была довольно проста - ПОДДЕРЖКА! Как следствие, присутствие элементарной атрибутики клуба - шарф, флаг, свитер соответствующих цветов и т. д.

Надо все-таки заметить, что тогда, в 77-ом, "Спартак" возвратился в элиту советского футбола, и вот тут действительно все началось…

Москву, как и сейчас, в высшей лиге представляли 5 клубов, и, разумеется, что в противовес спартачам появляются фанаты у ЦСКА и "Динамо", потом чуть позже у "Торпедо", а к 81-ому году и у "Локомотива". Популярность футбола в те годы была несопоставима с нынешней (разумеется, в лучшую сторону), и к концу 81-го года фэн-группировки были уже почти во всех крупных городах СССР, команды которых играли в высшей лиге.

Через год фэн-волна докатилась и до I союзной лиги, то есть движение приобретало все более реальную силу. А так как это время было временем коммунистического террора, то и органы правопорядка начали очень активно бороться с футбольными неформалами.

Доподлинно известно, что в Питере невозможно было зайти на стадион, имея какую-либо атрибутику. Человека со значком любимого клуба на лацкане пиджака могли без всякого повода препроводить в ближайшее отделение милиции. Сейчас это просто смешно, а тогда это было вполне реально и небезопасно. Доходило до того, что за день до игры в каком-либо Вильнюсе или Москве, доблестная милиция оккупировала питерские ж/д вокзалы и просто не пускала в поезда (несмотря на наличие билета) тех, кто хоть отдаленно был похож на болельщика.

Реакция пострадавших была адекватной - не пускаете в Москву, поедем в Ростов, Баку или Ташкент, попробуйте тут вычислить наш день отъезда…

Кстати, южные регионы нашей страны фанатской активности не проявляли ввиду своеобразного уклада жизни местного населения. Исключениями могут служить лишь появившиеся в конце 80-х годов группировки в Алма-Ате и Тбилиси.

Отношения между различными бригадами тоже были далеко не гладкие. Так, война между "Спартаком" и ЦСКА имела место постоянно, и не о каких перемириях и речи быть не могло. Практически все московские болельщики имели проблемы в Киеве и в тех регионах, что западнее Днепра. Восточные же хохлы были и остаются настроенными на более дружеский лад.

Прибалтика всю жизнь считала русских оккупантами, исходя из этого и строились отношения с лабусами. В общем, все фанатское противостояние делилось на тройственный союз Киев-Львов-Вильнюс против Москвы. Остальные группировки поддерживали либо одних, либо других, между собой не ругаясь, соблюдая правило типа: нам делить нечего, выгоднее помогать друг другу.

Ну действительно, что может послужить поводом вражды для алмаатинцев и, например, приехавших за 5 тысяч километров 2 болельщиков из Ставрополя? Намного приятнее выпить вместе пива или еще чего покрепче, предоставить гостям кров и еду, проводить их к отходу поезда.

Вот, болельщик, мы подошли к теме, которая, прежде всего, касается и нашего любимого города и не менее любимой команды.

ВосьмидесятыеEdit

Фанатское движение зародилось у нас по российским меркам довольно поздно - в 1986 году, а первое зерно бросили, как практически и везде, москвичи. В 85-ом году ЦСКА играл в I союзной лиге, туда же возвратилось после трехлетнего перерыва и наше "Динамо". Переполненный стадион возмутило появление неких странных молодых людей, большинство из которых были одеты в хоккейные майки со звездами на груди и великими фамилиями, такими как Макаров, Стельнов, Дроздецкий, на спине.

Причем и номера соответствовали тем, которые имели хоккейные звезды середины 80-х. Для консервативного Ставрополя это было очень круто. Ведь тогда практически весь город населяла молодежь, именовавшая себя по названию своих головных уборов - "фурами" и считавшая своим долгом уничтожать все прогрессивное, т. е. панки, хиппи и металлисты имели в их лице очень серьезных врагов. А эти, мало того, что из Москвы приехали, весь матч орут, футбол смотреть мешают, так еще кое-кто прически панковские носит. Да их вообще убить надо!..

Но обошлось все хорошо. Ребята из Москвы, видимо, опытные были, знали, как с гопниками разговаривать, достоинство свое показали и расстались вроде как на мирной ноте.

Фуры фурами, однако 13-15-летняя молодежь, постоянно посещающая домашние матчи, зашевелилась. И уже через год кое-кто стал приходить на матч с бело-синими полотнищами. И место на стадионе было выбрано удачно - 7-ой сектор. "Восток" всегда славился своими голосовыми связками, да и по центру (на 9 секторе) контингент был постоянный - туда не пролезешь. А вот на 7-ом - в самый раз - и смотреть удобно, и владельцев абонементов не так много.

Еще через год, в 87-ом, появился у группировки костяк и, следовательно, свой лидер. Звали лидера МАРАТ, и именно его усилиями был организован первый выезд - 7 августа 1987 года в Ростов-на-Дону.

И понеслось… Жаль, страна у нас огромная, поэтому автобусные выезды годились лишь для путешествий в радиусе 600 км. Но приезжавшие к нам в гости из Краснодара, Волгограда, Воронежа, оказалось, на автобусах вообще не путешествуют, самое популярное средство передвижения - железная дорога. И первый выезд по ж/д был сделан, как и полагается, лидером. Марат и компания в количестве 4 человек отправились в Запорожье. Вот там-то и имел место первый выездной инцидент. В общем, неласково встретили запорожцы гостей из Ставрополя. Вернулись из вояжа раздетые и избитые. Тут и стало понятно - не годится Марат на роль лидера, да и у него самого интерес к фанатизму пропал. Но свято место пусто не бывает. Случилось то, о чем и предположить никто не мог. На очередном выезде в Краснодар появился странный мужик. Лет вроде под 30, водки, видимо, немало выпил, и, оказалось, что за "Динамо" может и на немецкий танк с гранатой броситься. Звали мужика Сашей, или просто ФАНДОР, как он сам представился.

Не повезло человеку, родился он на 15 лет раньше положенного и не нашел товарищей, когда 1972 году в возрасте 14 лет отправился на свой первый футбольный тур по Закавказью. На попутках. Прошло 16 лет, и ФАНДОР без всяких возражений стал настоящим лидером группировки, костяк которой составляли 16-17летние ребята в количестве 15-20 человек.

И вот уже в августе 88-го РЕПА, ГРОМ и СОЛДАТ делают супер-вояж Батуми-Ланчхути, перемещаясь к конечной точке исключительно на электричках и товарняках.

Геройский подвиг этой тройки решили повторить еще четверо - ЛИХОЙ, СЕУЛ, ЗМЕЙ и КОМИССАР вместе с вышеупомянутой троицей в октябре уже болели на трибуне стадиона в городе Ярославль. Домой возвращаться не очень хотелось, и через три дня в Симферополе они встречают еще невесть откуда взявшихся 5 ставропольчан. Что уж говорить - эмоции через край! Жаль, чемпионат закончился. Четыре месяца без футбола - казалось, можно сойти с ума. Но это время простоя даром не прошло. И хотя народу в компании вроде бы и не прибавилось, фэн-группировка уже смотрела на мир совсем другими глазами. Во-первых, серьезно взялись за атрибутику - шарф и свитер в бело-синюю полосу были непременными спутниками фаната. К тому же, на общие деньги усилиями СВАНА было пошито полотно 3х6 метров в ту же бело-синюю полосу. Во-вторых, календарь уже был распланирован на каждого члена бригады, то есть каждый уже знал, куда он поедет в следующем году. Таким образом, организация коллектива перешла на новую ступень развития. Ну а зимние вечера коротали вместе на квартире у лидера группировки ФАНДОРА.

В итоге, в марте 1989, на первой игре кубка лиги недалеко от Новороссийска, футболисты были приятно удивлены поддержкой своих болельщиков, к тому же их соперник - "Кубань", такой поддержки не имела, хотя Краснодар куда ближе к Абинску, чем Ставрополь.

Домой тоже особенно не торопились, так как "Динамо" играло еще 4 матча в рамках группового турнира. Но жить неделю вдалеке от дома без средств к существованию оказалось делом не очень простым, хотя вполне возможным, и когда кто-то из футболистов делился с фэнами своим обедом и трояком-пятеркой, то все ощущали, что и команда к своим болельщикам далеко небезразлична. Тем более приятно, что команда турнир выиграла и в обратный путь предоставила своим болельщикам задние места в своем "Икарусе". Почему бы и дальше не продолжать ездить, если отношения с клубом развиваются очень даже неплохо?

Да и вообще, 89-ый год считается самым удачным как для команды, так и для Fans. Стоит отметить, что ставропольчане лишь дважды - в Кемерово и в Алма-Ате - оставили свою команду без поддержки. Началось все с того, что Денис Давыдов сенсационно, в одиночку добрался до Ташкента. Причем этот человек к фэнам отнюдь не причислялся, так, просто знакомы были. Это все-таки по-хорошему задело ФАНДОРА. Он вместе с ГРОМОМ и СОЛДАТОМ осуществляет поездку по маршруту Львов-Рига (тоже, кстати, не ближний свет). Следом 5 человек объявляются в Абовяне, где, кстати, смотрят матч лишь первые 20 минут, так как с самого начала у них не сложились нормальные отношения ни с болельщиками, ни с милицией. Про ближние выезды говорить и не приходится, меньше 30 Fans было только во Владикавказе. Апофеозом сезона стал выезд в Краснодар 28 октября. Около 50 бело-синих ультрас уже с самого утра "взрывали" город своими речевками и песнями. Местным блюстителям порядка это почему-то не понравилось, и фанатов просто наглым образом стали развозить по отделениям. В результате переделки многие пострадали под ударами резиновых дубинок, но и с противоположной стороны были потери - особо наглый лейтенант получил в лоб пивной бутылкой, после чего репрессии невероятно ужесточились. Человек 20 на матч так и не попали…

Процветать бы движению и в 90-м году, да осень 89-го забрала "под козырек" практически всех основных фэнов. Молодежь, во главе опять же с ФАНДОРОМ, не смогла заменить уже опытных к тому времени людей. Нет, Саша ездить продолжал, но ехать на выезд с СИНДИКАТОМ или СТЕПАНОМ было не одно и тоже, как если бы в попутчиках у него были, например, ЗМЕЙ, СВАН или ГРОМ. Словом, на выезде оказывалось все меньше и меньше новых людей. Да и энергии у КОТА, ВЛАДА или того же ЦЫГАНА на многое не хватало. Вот и получилось, что в поездку Свердловск-Тюмень ФАНДОР вынужден был брать с собой безмозглого ГОЛОДНОГО вместо не имеющих желания ехать молодых. Эпизодически в те времена ездили за "Динамо" и ребята из провинциальных (по нашим меркам) Невинки, МинВод и Изобильного, но они, как правило, не могли ничего противопоставить уже явно намечающемуся развалу. К тому же и команда играла все хуже и хуже. У многих даже посещать домашние матчи пропал интерес. Впрочем, в это время такой процесс шел по всей стране.

92-й год готовил большие неприятные сюрпризы...