FANDOM

ИсторияEdit

80-еEdit

  • Северная трибуна, 80-е
  • Динамо Загреб в Сплите (1989)
  • Динамо Загреб (1990)

В мае 1982 г. на матче Динамо - Црвена Звезда вспыхнули беспорядки, 32 человека было ранено.

17 марта 1986 г. фанатами из нескольких районов Загреба была создана ведущая группировка фанатов Динамо - Bad Blue Boys (BBB), названная так в честь популярного фильма «Bad Boys» 1983 года. В этом фильме, повествующем о школе выживания в тюрьме для малолетних преступников, дебютировал юный Шон Пенн, исполнивший главную роль.

Исторические и этнические противоречия, которые в конечном счете привели к распаду Югославии, к тому времени стали оказывать существенное влияние на футбол задолго до краха политической системы. Стало вполне обычным явлением, когда по случаю приезда сербских команд хулиганы из «Бэд Блю Бойз» усиливались болельщиками клубов низших дивизионов. К концу 80-х эта тенденция только окрепла, особо это было заметно накануне визитов двух наиболее принципиальных белградских соперников – «Партизана» и «Црвены Звезды».

Хотя поездки хорватских болельщиков в Белград всегда были опасным мероприятием, в сезоне 1987-1988 годов ситуация стала еще напряженней. С распадом коммунистической системы, когда сербский народ начал задумываться о создании собственного государства, визиты «Бэд Блю Бойз», усиленных фанатами других клубов, стали общепринятой практикой. Честно говоря, в подобном себе никогда не отказывали и хулиганы «Црвены Звезды» и «Партизана».

В 1988 году, после нескольких домашних нападений на выездной хардкор фирм «Делиjе» и «Гробари», «Парни» приехали в Белград, увешанные национальными стягами Хорватии. Это вызвало возмущение белградской милиции, и около 200 болельщиков из Загреба загремели в местную кутузку за «вопиющее проявление национализма». Но фанатов «Динамо» это не напугало. Уже через год они устроили показательные акции в городах Баня Лука и Нови Сад.

Поскольку для создания определенной атмосферы все это сопровождалось использованием сигнальных ракет и дымовых шашек, полиция была вынуждена перейти к более решительным действиям. Все чаще столкновения с полицией стали носить откровенно жестокий характер. Особенно когда участие в них принимали члены «Бэд Блю Бойз», которая в то время считалась сильнейшей хорватской группировкой, выступающей на стороне правых политических сил.

В конце 1989 года загребское «Динамо» отправилось в гости в Баня Луку, где впервые в истории Югославии болельщики были атакованы полицией и изгнаны со стадиона из-за демонстрации хорватской национальной атрибутики. [1]

http://img819.imageshack.us/img819/2159/banjaluka8990.jpg

13 мая 1990 года во время матча Кубка Югославии на "Максимире" между Динамо Загреб и Црвена Звезда произошли столкновения между Bad Blue Boys и Делиje. В Загреб приехали около 3 тыс. фанатов из Белграда под руководством Желько Ражнатовича. Позже он создаст Сербскую добровольческую гвардию, более известную как "Тигры Аркана" (костяк гвардии составят 20 ультрас "Црвены звезды") и будет воевать с хорватской армией. Еще позже – будет обвинен в военных преступлениях и застрелен наемными киллерами в 2000 году.

В ходе матча на трибунах начались столкновения между сербскими и хорватскими фанатами, которые затем выплеснулись на поле. В результате побоища пострадало 85 человек. Капитан загребского "Динамо", хорват Звонимир Бобан стал после этой бойни национальным героем: вступившись за болельщика своей команды, он в прыжке ногой ударил сербского полицейского.

Драки на "Максимире" продолжались около часа, после чего фанаты были разогнаны с помощью водометов. Именно события "Матча Смерти" считаются своеобразной "точкой невозврата", после которой война стала неизбежной. Кстати, в Хорватии многие до сих пор отмечают 13 мая как день начала войны за независимость.[2]

В 1991 году, когда Югославия рухнула и утонула в крови гражданской войны, актив «Бэд Блю Бойз» вошел в «Движение за независимость Хорватии». Эта полуофициальная организация вела бои на территории Сербии. Не все лидеры «Бэд Блю Бойз» сумели вернуться домой. [3]

Переименование Динамо (1992-1999)Edit

С окончанием войны и обретением Хорватией государственной независимости вернулся и футбол, который ожидали большие перемены. Многие прежние лидеры ушли, и теперь на трибунах появилась новая молодежь, принявшаяся за восстановление хулиганского движения. Вместе с появлением новых команд в первом дивизионе вновь образованной хорватской футбольной лиги многие фанаты «Динамо» и «Хайдука» из небольших городов стали поддерживать местные клубы. Однако главными действующими лицами по-прежнему оставались «Бэд Блю Бойз» и «Торсида», которые в дни наиболее ответственных матчей могли собрать под свои знамена более 5 тысяч фанатов.

Едва Хорватия получила независимость, глава республики Франье Туджман, некогда работавший в аппарате Тито, а теперь переметнувшийся к демократам, взялся за «Динамо». Заявив, что название клуба является нелепым пережитком канувшего в лету коммунистического прошлого, он дал команде новое имя - «Хаск Градьянски». Это странно звучащее словосочетание имело исторические корни: ранее в Загребе играли команды «Хаск» и «Градьянски», закрытые коммунистической диктатурой за националистические взгляды.

Хулиганы из «Бэд Блю Бойз» и другие футбольные болельщики Загреба пришли в неописуемую ярость от такого шага. «Динамо» для них всегда было священным именем, и они потребовали вернуть его любимой команде. Однако руководство клуба отказалось пойти им навстречу. Более того, в 1993 году клуб снова поменял свое название, став «Кроацией».

Во время первой игры команды, обретшей новое имя. фанаты организовали массовую акцию протеста, участники которой были разогнаны силами специальной полиции. Получив указания изымать всю атрибутику с символами или названием «Динамо», она с помощью дубинок безжалостно подавила мятеж, в результате чего многие болельщики были госпитализированы с тяжелыми травмами. В средствах массовой информации об этом инциденте не было произнесено ни единого слова, так как правительство строго запретило каким-либо образом комментировать произошедшие события.

В 1996 году президентом «Кроации» стал один из партийных лидеров Хорватского демократического союза, вернувший клубу утерянные передовые позиции в национальном футболе. Вместе с тем он решил продолжить борьбу с «Бэд Блю Бойз», в результате чего давление полиции стало настолько явным, что многие хулиганы просто бойкотировали домашние игры команды. Однако выездные матчи, особенно в рамках европейских турниров, собирали большое количество фанатов. Нередко на таких встречах вспыхивали ожесточенные схватки, когда полиция или местные болельщики пытались завладеть их флагами, считающимися священными и олицетворяющими их историю и борьбу.

В октябре 1997 года «Кроация» в сопровождении своих многочисленных фанатов отправилась в Цюрих на матч Кубка УЕФА против местного «Грассхоппера». На поле команда показала блистательную игру, разгромив соперника со счетом 5:0, однако за его пределами дела обстояли не так великолепно. В Цюрих приехали восемь тысяч загребских фанатов, которые, обезумев от счастья, нанесли городу ущерб, который был оценен в сумму 15 тысяч долларов. Кроме того, многие швейцарцы отмечали, что гости вели себя крайне агрессивно, включая наскоки на темнокожих людей в трамваях. Тем не менее полиция задержала только трех человек, одним из которых оказалась швейцарская девушка. Немногим позже ситуация повторилась в Осере, после чего УЕФА дисквалифицировала клуб, запретив ему участие в европейских турнирах на следующий год.

В 1998 году «Бэд Блю Бойз» решили вернуться на домашние игры клуба, но, так как запрет на «динамовскую» атрибутику никто не отменял, они стали тайком проносить на стадион свои флаги и транспаранты, что привело к росту количества столкновений с полицией. Накал страстей достиг своего апогея на домашней игре против «Хайдука». Как только полиция попыталась снять запрещенные транспаранты, в нее полетели вырванные сиденья. В результате разгоревшейся драки несколько фанатов «Хайдука» получили серьезные ножевые ранения, а вся вина за инцидент была возложена на полицейских, спровоцировавших столкновения. С того момента полиция стала гораздо терпимее относиться к фанатам Загреба и их старой атрибутике.[4]

Возвращение имени (2000)Edit

В 2000 году, когда Хорватский демократический союз на выборах потерял большинство мест в республиканском парламенте, вновь образованное правительство первым делом вернуло фанатам прежнее название их любимой команды.

Хайдук - Динамо Загреб - Cup - 02/05/2000

Game was 1. game in Croatian cup finals. From the start (3. minute) Torcida (fans of Hajduk Split) started to throw fireworks in the field and tried to break the fence. Then began fight with security on the stadium. Security ran away so special police (450 of them) entered in the north where Torcida was situated. Fight with them was very long, about 25 minutes. They also got away from the north. Problem was that not all of the speacial police managed to run away because gates on the fence were closed and they couldn't be opened because it was the only way for supporters to go into the field.

Fight with special police and "usual" police (1000 of them) was also very long, until 80. minute of the game. Supporters of dinamo zagreb (situated on the south-west) started to throw fireworks and chairs on the children and old people situated on the west part of staduim. Torcida on the north north-east broke the fence and ran all the way from the east of the satdium to south. There started another fight with special police. In the mean time Torcida on the north-west began with breakin the fence so police fired tear gas. Game stopped in 86. minute and never was finished. Fights continued outside the stadium (police started to shot from guns and fired few more tear gases) and in the town. Result is many people in hospital (49 of them were policemen) and in the jail, many broken shops and fire in the town.

Just for the record Torcida stopped the game 2 weeks ago also on Poljud (stadiuim in Split) when they managed to jump over the fence and strated to beat Hajduk Split players because they played like girls. Week ago in rijeka Torcida also managed to jump into the field and began fight with supporters from Rijeka, but later game continued. And fence in the Poljud is known as biggest and most dangerous fence in Europe. // Soccer Fans

Сезон-2003/04Edit

Динамо Загреб - Хайдук (2003)

8 человек ранены и 41 арестован после драки между фанатами "хайдук сплит" и загребским "динамо". кроме болельщиков, были ранены 4 полицейских, которые пытались остановить драку. столкновения проходили до, во время и после матча. фанаты кидали друг в друга камнями, разбив при этом 14 автомобилей... // reeh

Динамо Загреб - Партизан Белград - 17/07/2003

так и не узнали швейцарские болельщики, кто стал победителем турнира в криенсе aqua nova cup. финальный матч между хорватским "динамо" из загреба и чемпионом сербии и черногории - белградским "партизаном" - не был доигран до конца. на 68-й минуте встречи хорваты забили второй безответный гол в ворота экс-югославов, и болельщики "динамо" выбежали на поле, чтобы отпраздновать победу. в свою очередь фанаты "партизана" решили испортить своим коллегам празднование и тоже оказались на поле. завязалась драка, на подавление которой было брошено около 200 полицейских. 10 человек было доставлено в полицейские участки, а один - госпитализирован. плохой пример показали болельщикам сами футболисты: на 12-й минуте матча на поле вспыхнула драка, в которую были вовлечены игроки и даже сотрудники штабов команд. потасовка повторилась незадолго до перерыва, причем зачинщиком ее стал наставник "партизана" лотар маттеус, накричавший на запасных игроков хорватского клуба. // reeh

Хайдук - Динамо Загреб - 06/12/2003

At the end of the game, approx 20 BBB went onto the pitch with the aim to stolen Torcida flags. When police forces arrived, BBB ran back to their stand. After the game, a local group (approx 30) attacked some BBB cars (approx 20 lads) who were not with the police escort. Their were attacked by batons, bricks, firecrackers... Seven Dinamo fans were injured, a car was burned and other damaged. Police forces arrested 30 locals for this fight. Prior to this, 5 Dinamo fans and 16 Hajduk fans were arrested. // UFF

About the game Hajduk-Dinamo, you wrote a bunch of lies. When we enterd the pitch, there where about 30 stewards, and 20 torcida members who ran away... true we pulled back when police came... After the game about 40, not 30 hajduk lads, attacked about 10-15 bbb in three cars, an cought one car and burned the car...

its funny how that hajduk firm didnt see about 50 of our top lads in front of restoran, and about 80 of our lads in front of gas station that is just beside the road?? Maybe they shut their eyes? Before the game about 20 of our lads attacked about the similar number of hajduk fans in front of stadion, and they run away. true that wasnt their top lads but it counts. There were couple of ours fans also attacked but no top lads... // BBB

беспорядки на товарищеском матче в хорватии (09/02/2004)

товарищеский матч между двумя лучшими клубами хорватии - "динамо" (загреб) и "хайдук" (сплит) - был испорчен болельщиками, которые устроили беспорядки на трибунах. разгоряченные фанаты, бросавшие на поле ножи, камни и бутылки, спровоцировали стычки с полицией, в результате чего пять полицейских и четыре болельщика получили повреждения. для того чтобы успокоить фанатов, полицейским даже пришлось применить выстрелы в воздух. 25 хулиганов было арестовано...

Сезон-2004/05Edit

Динамо Загреб - Хайдук - 12/09/2004

Violent riots occured before kick off, where 3 fans were injured and 130 arrested. Everything started when Hajduk fans coaches were assaulted by locals. // Telekest

bad blue boys отобрали у футболистов футболки (19/09/2004)

болельщики загребского футбольного клуба "динамо" во время одной из тренировок выразили свое негодование по поводу неудачного выступления команды. как сообщает novi list, около 50 болельщиков прорвались на поле и потребовали от футболистов немедленно снять клубные футболки, которые, по их мнению, игроки были недостойны носить. в итоге, футболисты заканчивали занятие в простых футболках. // reuters

фанаты напали на форварда загребского "динамо" (21/11/2004)

болельщики загребского "динамо", рассерженные очередным поражением команды в национальном чемпионате, напали на нападающего дарио захору. свидетель происшествия рассказал корреспонденту хорватской ежедневной газеты jutarnji list, что захора, направляясь к своему дому в пригороде загреба, остановился на светофоре. в этот момент к машине футболиста подбежали несколько человек, открыли двери и начали бить захору. "они колотили его минуту или две, а затем исчезли", - сообщил свидетель. // сэ

Болельщики "Динамо" избили полицейских из-за ухода Кранчара. (25.01.2005)

Десять болельщиков "Динамо" (Загреб) арестованы за нападение на полицейских и причинение ущерба имущества. Как сообщает Reuters, поклонники загребского клуба таким образом выразили свое возмущение продажей лидера команды Нико Кранчара в сплитский "Хайдук".

"Полиция Загреба арестовала 10 болельщиков "Динамо", которые ранили в воскресенье двух полицейских и повредили их автомобиль, - сказал представитель полиции Джордана Вулама. - Кроме того, пять человек все еще находятся в розыске". Как сообщалось ранее, 21-летний полузащитник перешел в "Хайдук" за €1,5 млн. Местные СМИ сообщали, что интерес к футболисту проявляли и московские ЦСКА и "Спартак".

Кроме того, сообщается, что фанаты из группировки Bad Blue Boys провозгласили Кранчара "предателем" и угрожали ему смертью. // gazeta.ru

Гандбол: Партизан - Динамо Загреб (06.03.2005)

около 40 bbb (bad blue boys) приехало в белград на поезде. они не появились в центре города, так как полиция сопровождала их с вокзала до самого дворца спорта в автобусе. за несколько минут до окончания матча гробари атакуют сектор с хорватами. они начали кидаться в них стульями, а несколько сербов прорвались через полицейский кордон и начали драться с ними. затем полиция увела bbb со стадио к автобусу... после матча поезд, следовавший в загреб, был закидан камнями и кирпичами. это была первая игра, со времён экс-югославии, когда хорваты приехали в белград...

после отважной вылазки хорватов в белград на гандбольный матч против партизана, сербы предприняли поездку на ответный матч в загреб (13.03.2005). теперь беспорядки произошли не только на спортивной арене, но и в городе.

Сезон-2006/07Edit

Экранас (Литва) - Динамо Загреб - 25/07/2006

http://img146.imageshack.us/img146/6272/fcekranaslittuaniedinamozagrebpp0.jpg 
http://img146.imageshack.us/img146/9005/fcekranaslittuaniedinamozagreb2ei2.jpg 
http://img146.imageshack.us/img146/4898/fcekranaslittuaniedinamozagreb3vd7.jpg 
http://img146.imageshack.us/img146/562/fcekranaslittuaniedinamozagreb4rd9.jpg 

Осиек - Динамо (2006)

A riot occurred in 2006 in Osijek during the Osijek-Dinamo match.Several clashes between the Bad Blue Boys and Kohorta occurred before the match in which one Osijek fan received several stab wounds after which Osijek fans attacked the police and Dinamo fans with signal flares and stones.

2008-2012Edit

Спарта Прага - Динамо (2008)

A large riot occurred in 2008 in Prague prior to the Sparta Prague-Dinamo match. Riots were ignited with the support of Sparta's ultrafans to Radovan Karadžić and Ratko Mladić. Approximately 500 Bad Blue Boys rioted in the city centre breaking shops and attacking police with chairs,signal flares and stones.Approximately 300 Bad Blue Boys were detained and 8 police officer were injured.Prior to the riots some Bad Blue Boys provoked local Romani people by giving nazi salutes.

Беспорядки на Максимире (01.05.2010)

A large riot occurred in 2010 on 1.May at the Maksimir stadium when the Bad Blue Boys clashed with the police resulting in many arrests and one critically injured police officer. After the match violent clashes continued in which one Dinamo fan was shot by police officers.[5]

Протест против Мамича и Баришича (2011-2012)Edit

12.04.2011. Из-за низких результатов и прочих "грехов" BBB начали бойкот с целью отставки руководящего ядра клуба: вицепрезидента Мамича и директора команды Мирка Баришича.[6][7]

Через 13 месяцев после начала бойкота Bad Blue Boys продолжат свой бойкот уже с трибун стадионов[8]. Но только в чемпионате Хорватии, Лигу чемпионов они будут продолжать игнорировать.

Однако, Здравко Мамич все еще находится в системе руководства клуба, так что основное требование BBB до сих пор не выполнено. Тем не менее, клуб начал проводить успешную селекционную политику, что позволило им впервые за последние 12 лет выйти в Лигу Чемпионов.

Причина, по которой BBB отказываются посещать матчи Лиги Чемпионов проста: клубная маркетинговая политика в отношении распространения билетов. К примеру: билет на матч ЛЧ стоил в среднем 13 евроцентов(!!!) и стадион (35 000) был забит полностью. На матчах же чемпионата Хорватии, с менее престижными соперниками и более дорогими билетами, средняя посещаемость была равна 1000.

Первый матч после бойкота выпал на великое хорватское дерби Динамо - Хайдук.[9]

10.09.2011 saw the return of Dinamo Zagreb’s Bad Blue Boys to the terraces for the biggest derby in Croatia. BBB were there in big numbers for the first time in 13 months of boycotting matches because of the clubs management and other issues. Torcida Split (Hajduk Split) put on an incredible display involving several overhead banners, card displays, message banners, confetti, and of course pyro.

Local media reported that there was as many 2000 cops in and around the stadium, as well there was as many as 500 stewards in attendance to “contain” both sets of fans for the biggest derby in Croatia, and one of the most famous derbies in the world. No major problems were reported during the match, although there were some arrests a few hours before the matches due to minor fights between fans. Two buses with BBB on them were also turned back to Zagreb. There were many arrests because of alcohol and pyro before and during the match as well. The match ended 1-1.[10][11]

ПесниEdit

ПримечанияEdit