Fandom

Ultras Wiki

Динамо Брянск

1,239pages on
this wiki
Add New Page
Comments0 Share

ИсторияEdit

  • Дата возникновения: 19 августа 1982 года
  • Первый выезд: 19 августа 1982 года – Орел (500 фанатов)
  • Пробито выездов: около 320
  • Самый дальний выезд: Владивосток-2010 – 9 501 км (1 фанат)
  • Самый многочисленный выезд: Москва (ФК, кубок)-2007 — около 3000 фанатов
  • Золотые сезоны: Влада (2011/12)[1]
  • Действующие группировки: "Shandybin`s Hooligans", "Fokinka Lads"

1980-еEdit

Точкой отсчета фанатского движения в Брянске принято считать август 1983 года[2]. Именно тогда состоялся матч Первенства СССР в зоне 5 Второй лиги между командами "Спартак" (Орел) и "Динамо" (Брянск), ознаменованный выездом в Орел более 500 брянских болельщиков. Цифра стала известна благодаря орловской милиции, пересчитывавшей приезжих при входе на гостевой сектор – многие из участников того выезда помнят свой "порядковый номер" до сих пор. Брянским болельщикам случалось и ранее выезжать в другие города вслед за своей командой – в частности, брянская пресса содержит упоминания об их визитах в тот же Орел, начиная с 1963 года. Но в 1983 году это случилось предельно массово, на секторе присутствовали необходимые фанатские атрибуты в виде флагов и музыкальных инструментов, а сам визит был должным образом запротоколирован.

В дальнейшем Орел оставался самым популярным выездным городом для брянских суппортеров – благо расположен достаточно близко. Прочие выезда советской эпохи пробивались значительно более скромными составами – от одного до десяти фанатов. Исключением стал, пожалуй, только выезд 1989 года в Чернигов – более 80 человек. Популярностью пользовались маршруты в Белорусскую и Украинскую ССР, европейскую часть РСФСР, добирались брянские фанаты и до Прибалтики. Во времена СССР выезда осуществлялись поездами, чему способствовала тогдашняя билетная политика, подразумевавшая 50-процентные скидки на билеты для студентов и учащихся. К примеру, в конце 80-х годов обладатель студенческого/ученического билета или справки из школы мог доехать поездом от Брянска до Москвы за 3 рубля, до Питера – за 5. Напомним, минимальная цена на бутылку водки в то время составляла 9 рублей 10 копеек. На память с выездов фанаты привозили занавески от фирменных поездов с автографами участников поездки – коллекции таких занавесок у некоторых фанатов хранятся и посей день.

В самом Брянске в середине-конце 80-х годов прошлого века сформировался довольно внушительный фанатский сектор числом около 500 человек. Традиционно фанаты размещались на Северной трибуне напротив центра поля. На секторе обильно присутствовали флаги — как официальные общества "Динамо", так и сделанные собственноручно. В звуковой поддержке, содержавшей множество оригинальных брянских зарядов, использовались горны и барабаны. Пользовались популярностью самодельные взрывпакеты. Клубные шарфы у брянских фанатов появились относительно поздно: в конце 90-х годов. Также в Брянске исторически не сложилось вести учет личных выездов. На вопрос, сколько он наездил, брянский фанат ответит в духе "наверное, чуть меньше пятидесяти", "примерно восемьдесят восемь" и т.п. Достоверно одно: "золотников" Брянск пока не познал. Попытка вести учет выездам была предпринята группировкой "Shandybin's Hooligans" в 2004 году, с выходом команды в Первый дивизион. Тогда был введен так называемый "шандыбинский зачет" в 3000 выездных километров, и в первом сезоне его выполнили 8 человек. На следующий год порог "зачета" был поднят до 7000 км и он покорился лишь трем фанатам.

1990-еEdit

Однако вернемся на сектор, который к середине 90-х годов в Брянске практически сошел на нет. Команда утратила былые амбиции и вяло барахталась в болоте второй и третьей российских лиг. Некогда собиравший 15-тысячные аншлаги стадион теперь в дни матчей "Динамо" удостаивали своим визитом едва ли пара-тройка сотен зрителей – и это вместе с милицейским оцеплением. На "Северной" трибуне не звучали больше заряды во славу клуба. Ситуация начала меняться в 95-м году. Команда не стала играть лучше, но на "Севере" вновь появились фанаты – частично это была новая поросль, частично – вернувшиеся к "Динамо" фанаты старой школы, заставшие расцвет движения эпохи СССР. Поначалу сектор, разместившийся на старом месте по центру поля, собирал порядка двадцати человек, постепенно это число начало расти. В июне 1996 года на матче "Спартак" Брянск – "Динамо" Брянск состоялся первый в новейшей истории брянского фан-движения забег полуголого фаната на поле, закончившийся для участника 15-ю сутками административного ареста.

Появление в городе в середине 90-х второй футбольной команды от популярного бренда "Спартак" разделило фанатский Брянск на два лагеря. На "Спартак" были брошены значительные средства из областного бюджета, он выглядел и выступал предпочтительней погрязшего в безденежье "Динамо". На красно-белый сектор потянулись глорихантеры (в том числе и из динамовского движения) и брянские фанаты московского "мяса". В итоге к 1998 году спартаковский сектор превосходил численностью динамовский в несколько раз (на некоторые игры Спартака в лучшие дни собиралось до 400 фанатов!). В этот же период возобновилась выездная деятельность фанатов обеих команд. Нередко на выезда из Брянска выдвигались смешанные составы, которые в конце пути разделялись для поддержки каждым своей команды. В те годы вражды между группировками не было. Исключение составляли перебежчики из стана "Динамо" – как и свойственно ренегатам они питали лютую неприязнь к бывшим товарищам по "грядке", бело-голубые патриоты отвечали им взаимностью. Когда в 1999 году брянский "Спартак" бесславно прекратил свое существование, многие его фанаты влились в динамовское движение, иные даже смогли достичь в нем достаточно высокого статуса. И только бывшим перебежчикам обратный путь на динамовский сектор был бесповоротно закрыт.

Примерно 1998 годом датируется разделение фанатов брянского "Динамо" – к тому времени сектор легко собирал свыше 50 человек — на два сектора. Более молодые, следовавшие современным тенденциям, ультрас переместились на расположенный за воротами 4 сектор Западной трибуны. Они взяли название "Boot Town Boys" (c 1999 года – "Border Town Firm"), стали развивать направление "околофутбола". В это же время в Брянск начали понемногу приезжать выездные фанаты из других городов, которых, как правило, "накрывали". Первый брянский баннер был от "Boot Town Boys". В 2000 году на Западе появилась группировка из Фокинского района Брянска, назвавшаяся "Fokinka Lads".

Старшие их товарищи остались верны исторически фанатскому "Северу", назвались "Shandybin's Hooligans" и сосредоточились больше на выездах и перфомансе. Следует отметить, что название "Shandybin's Hooligans" является больше "стебовым", чем имеющим прямое отношение к ОФ: в течение первых сезонов существования "шандыбинцы" практиковали на секторе "побоища" с использованием огромных надувных топоров и бейсбольных бит, массовый запуск мыльных пузырей и схожие забавы. Впрочем, доводилось им участвовать и в ОФ. Также "шандыбинцы" организовали первое в Брянске дымовое шоу. На матче 1999 года с ФК "Орел" на стадионе "Динамо" была зажжена армейская дымовая шашка, матч пришлось прервать на 20 минут – за столкновения с милицией в дыму были задержаны и отправлены в участок трое "шандыбинцев". Сегодня, в связи с мощным ростом посещаемости 5 сектора Северной трибуны слово "Hooligans" в названии группировки было заменено на "Bryansk", а былое название "заморожено" для обозначения членов "старой гвардии".

Неприязненных отношений, а уж тем более вражды, между фанатскими секторами "Запада" и "Севера" никогда не было. Все вопросы решались и решаются сообща, некоторое время между секторами была налажена даже связь по рации, позволявшая устраивать впечатляющие переклички длительностью до получаса и слышимые далеко за пределами стадиона "Динамо".

2000-еEdit

Dinamobriansk2005

Динамо Брянск (2005)

Выход брянского "Динамо" в Первый дивизион в 2004 году подстегнул развитие фанатского движения в городе. "Север-5" одним из первых во втором эшелоне отечественного футбола ввел на секторе барабанщиков (в разные годы их число доходило до четырех), а затем и профессионального трубача. "Запад-4" радовал собравшихся фееричными файер-шоу. В Первом дивизионе выезда стали дальше, перфомансы качественней, выросло число фанатов. Даже вылет "Динамо" во Второй дивизион по итогам сезона-2008 не сказался на фанатской активности. Один сезон в нижнем дивизионе, и в 2010 году брянские ультрас ярко и шумно вернулись на стадионы "подэлиты" отечественного футбола.

Парни враждуют с фанами ФК Орел, натянуты отношения с супортерами ФК Калуга, в хороших отношениях с фанами курского Авангарда, а также с минским и московским динамиками.

ПрочееEdit

ФанзиныEdit

  • Hooligan Riot - №1 (1999)
  • Быстрый Футбол - газета, 4 номера в 2007 году

ВыездаEdit

  • Первый дивизион - 2010, всего: пробито выездов - 17 из 20, км - 26716 из 40138, выездных - 471, ультрас-лига - 338

Новороссийск (Шинник) – 23, Сочи – 2, Краснодар (ФК) - 0, Волгоград – 5, Астрахань – 6, Владивосток – 1, Хабаровск - 0, Н.Новгород (Волга) – 60, Наб.Челны – 2, Липецк (кубок) – 55, Санкт-Петербург – 20+10, Н.Новгород (ФК) – 71, Саранск – 17, Курск – 46, Белгород – 35, Краснодар (Кубань) – 2, Химки – 115, Екатеринбург – 3, Омск - 0, Калининград – 8

ПримечанияEdit

  1. интервью с золотой фанаткой брянского Динамо
  2. http://onedivision.ru/club-1128/fan

СсылкиEdit