FANDOM

Что не поделилиEdit

Источник: Спорт-Экспресс

В Греции матчи между двумя афинскими командами называют не иначе, как "дерби вечных врагов". Хотя формально, конечно, "Олимпиакос" приписан не к греческой столице, а к Пирею – афинскому порту, который долгое время был, да и сейчас формально является отдельным городом. Чтобы было более понятно, Пирей – это что-то вроде Химок или Люберец по отношению к Москве. Однако со временем Афины разрослись, поглотив немало близлежащих городов и Пирей теперь – часть так называемых Больших Афин.

Но изначально противостояние между "Олимпиакосом" и "Панатинаикосом" было замешано и на соперничестве двух сильно различавшихся городов - богемной столицы и его портово-рабочего соседа. А истоки его уходят корнями еще в античную эпоху, ибо Пирей, чье население составляет более 175 тысяч жителей (третий показатель в Греции) – поселение ничуть не менее древнее, чем Афины.

Бывший мэр Пирея – бывший центровой "Олимпиакоса" Панайотис Фасулас, один из сильнейших греческих баскетболистов в истории. Это обстоятельство лишний раз подчеркивает популярность красно-белой команды среди пирейского населения. Но не только. Основанный в 1925 году в результате слияния двух клубов – "Спортивного и футбольного клуба Пирея" и "Пирейского фан-клуба", он быстро приобрел известность и обзавелся большой армией болельщиков. Одной из причин этого стали успехи "Олимпиакоса", который в 30-е и 50-е годы доминировал в греческом футболе, выигрывая один чемпионат за другим. Однако число болельщиков увеличивалось не только благодаря любителям погреться в лучах чужой славы. Победы "Олимпиакоса" стали для жителей Пирея, которые в большинстве своем принадлежат к рабочему классу, а вскоре и для униженных и оскорбленных всей остальной Греции ответом правящей верхушке.

А вот "Панатинаикос", напротив, считался клубом столичным и элитарным. В 1908 году Гиоргос Калафатис и 40 других спортсменов решили выйти из общества "Панеллинос" и создать свою футбольную команду. Первоначально "Пао" носил красно-белые цвета, однако в 1918-м перекрасился в зелено-белый, а к эмблеме клуба добавился клевер, что определенным образом роднит афинян с Ирландией и вообще с кельтскими народами и клубами. Считается, что автор этой идеи Михалис Папазоглу был вдохновлен канадским бегуном ирландского происхождения Уильямом Шеррингом, выигравшим в 1906 году марафон в Афинах в майке белого цвета с большим зеленым клевером на груди.

Любопытная деталь – если "Пао", как мы сказали, принадлежит к сообществу так называемых кельтских клубов, то "Олимпиакос" входит в "Православное братство". Первоначально это был союз между клубом из Пирея и "Црвеной Звездой", а позднее к ним присоединился и московский "Спартак". Кстати, помимо веры эту троицу объединяют и красно-белые цвета. О том, что братство – не миф, свидетельствуют, например, окрестности стадиона "Црвена Звезда": помимо граффити в поддержку любимого клуба, их украшают и несколько красочно нарисованных эмблем "Олимпиакоса".

В последние пару десятилетий, как и во многих других западных странах, социальные противоречия между болельщиками двух клубов сошли на нет. Уровень жизни в Греции более или менее подравнялся, и сейчас уже нельзя сказать, что за "Олимпиакос" болеет исключительно рабочий класс, а за "Пао" - буржуазия и богема. Поклонники и двух самых титулованных клубов страны есть во всех социальных группах.

Великие матчиEdit

Всего команды сыграли между собой 169 матчей – 69 побед у "Олимпиакоса", 44 раза успех праздновал "Пао", еще 56 встреч завершились вничью.

15 января 2006 года. Олимпиакос – Панатинаикос – 3:2.Edit

Матч, считающийся едва ли не лучшим по накалу борьбы, качеству футбола и сюжетной драматургии. Главным героем встречи стал бразилец Ривалдо, забивший в том матче два гола-красавца в ворота "Панатинаикоса". В итоге в турнирной таблице "красные" опередили своего заклятого врага ровно на эти три очка и стали чемпионами. Кстати, тот сезон в плане дерби получался для "Олимпиакоса" просто прекрасным – они победили "Пао" и в ответном матче (2:0), а также дважды обыграли АЕК.

1 июня 1930 года. Панатинаикос – Олимпиакос – 8:2.Edit

За более чем 80 лет противостояния разгромных результатов было немало, но восемь мячей в одни ворота было забито только один раз, и это до сих пор самая крупная победа "Пао" над своим заклятым врагом. И в последние годы, когда "Олимпиакос" штампует одно чемпионство за другим (с 1997 года пирейцы лишь дважды не стали первыми), фанатам "Панатинаикоса" только и остается, что вспоминать ту победу.

29 июня 1982 года. Олимпиакос – Панатинаикос – 2:1.Edit

За годы противостояния команды провели между собой немало решающих матчей, но так называемый "золотой" сыграли лишь однажды. В сезоне-1981/82 "Олимпиакос" и "Панатинаикос" пришли к финишу с одинаковым количеством очков и была назначена дополнительная встреча, в которой и должен был определиться чемпион. На поле стадиона в Волосе сильнее оказался клуб из Пирея. Кстати, любопытно, что в том чемпионате оба дерби завершились вничью – 1:1.

5 декабря 1998 года. Панатинаикос – Олимпиакос – 2:4.Edit

Встреча, в которой "Олимпиакос" на чужом поле продемонстрировал потрясающие характер и волю к победе. К 32-й минуте матча "Пао" вел со счетом 2:0, но затем "красные" перевернули ход игры. Кстати, в этой игре "Олимпиакос" впервые забил на поле "Пао" четыре мяча, и вообще эта победа стала самым крупным выездным успехом пирейцев.

Великие игрокиEdit

Димитрис Саравакос

Один из самых харизматичных греческих нападающих 80-х и первой половины 90-х большую часть карьеры провел в "Панатинаикосе" - 254 матча, 125 забитых мячей. Саравакос был грозой "Олимпиакоса", отправив в ворота пирейцев 16 мячей. Больше Саравакоса в дерби не забивал никто.

Стратос Апостолакис

Вообще переходы игроков из "Олимпиакоса" в "Панатинаикос" и наоборот явление, как вы понимаете, довольно редкое. За всю историю на подобное решились всего 20 человек, и Апостолакис – один из них. Но на переход из "Олимпиакоса" в "Панатинаикос" он решился в 24 года, будучи к тому времени футболистом сборной Греции и вообще игроком известным и уважаемым. Так что шаг этот вполне заслуживает того, чтобы быть отмеченным. Кстати, за "Пао" Апостолакис благополучно отыграл 10 лет.

Гиоргиос Сидерис

Легенда "Олимпиакоса", лучший бомбардир в истории "красных" (225 голов), Сидерис отличался особой "любовью" к "Панатинаикосу". Больше него в ворота "зеленых" не забивал никто – на счету Сидериса 13 мячей в "дерби вечных врагов". Более результативен в этих матчах был только Саравакос.

Фанатское противостояниеEdit

Однажды у голкипера «Олимпиакоса» Димитроса Элефтеропулоса спросили, в чем кроются причины параноидальной ненависти главного греческого противостояния. Он глубокомысленно произнес: «На трибунах творилось бы безумие, даже если бы «Олимпиакос» и «Панатинаикос» играли в настольный теннис. Это война. И характер оружия не имеет здесь никакого значения».

Хардкор фирмы Gate 13 уступает «олимпикам» и по количеству, и по силе. Поэтому «Парни Пао» пытаются вести нескончаемую партизанскую войну, которая характеризуется выездом небольших боевых отрядов в район Пирей с целью отлавливания и избиения отдельных групп фанатов «Олимпиакоса». Конечно же, во время дерби страх отступает на задний план, уступая место защите чести клуба. Тут уже не до партизанских войн. Едва на домашней трибуне раздается клич «Бей олимпиков!», как бойцы Gate 13 срываются со своих мест и несутся в направлении гостевого сектора.

1989Edit

В декабре фанаты Олимпиакоса забросали автобус с парнями Панатинаикоса "коктейлями молотова" прямо на шоссе.

http://img151.imageshack.us/img151/888/greece181od.jpg http://img151.imageshack.us/img151/5718/greece191cz.jpg

1998Edit

В марте общественность Греции была потрясена случившемся после матча на финал Кубка Греции. Фанаты Олимпиакоса, захватив одного фана ПАО после матча, отволокли его в свой автобус и всю дорогу назад его пытали и насиловали. Не доезжая до города, тело просто выбросили в канаву...

2000Edit

В 2000 году члены Gate 13 напали на гостевой сектор стадиона, в котором сидели парни из Gate 7. Драку остановила полиция, местные хулиганы под конвоем переправились на свой сектор. Но горячие афинские сердца уже охватило безумие, и толпа из 500 «панатинаиков» бросилась на стражей порядка. Атака была такой внезапной, что полицейским пришлось применить слезоточивый газ в целях собственной безопасности.

2007Edit

Самое трагическое событие последних лет в непрекращающейся бойне фанатов друг с другом случилось в 29 марта 2007 года перед матчем «Оли» – «Пао» в чемпионате Греции по волейболу среди женщин. Если бы встречались мужские волейбольные команды, то греческая полиция идентифицировала встречу как «матч риска», но на женском волейболе Gate 13 и Gate 7 раньше никогда не организовывали беспорядков, поэтому на игре полицию представляли крайне малочисленные силы.

В заранее обговоренном махаче в предместье Афин, который, с подачи местных СМИ, вошел в историю как «Рандеву смерти», приняли участие примерно 500 человек. Некоторые выдвигались прямо с волейбола, но основные силы подтянулись позже, на мотоциклах. При этом, члены Gate 7 атаковали автомобиль и нанесли ножевое ранение мирному жителю, вина которого заключалась только в том, что на нем была надета зеленая футболка – хулз Олимпиакоса подумали, что это либо споттер, либо какой другой представитель Панатинаикоса.

22-летнему фанату из Пирея Михалису Филопулосу двое разных представителей хардкора Gate 7 нанесли смертельные ножевые ранения. Кроме того, молодого фаната еще четверо человек избивали дубинками – даже когда окровавленное тело на последнем издыхании рухнуло на землю. Cцена убийства оказалась снятой на камеру мобильного телефона (некоторое время даже провисела на YouTube), что позволило полиции быстро вычислить виновных.[1]

Трагедия получила широкий резонанс, власти среагировали ужесточением мер по пресечению насилия, а все спортивные соревнования в стране были отменены на две недели. Глобальная полицейская проверка даже закрыла ряд фан-клубов «Панатинаикоса» по всей стране, заподозрив их в связях с криминалитетом и торговле наркотиками.

2010Edit

В марте 2010 года во время дерби в Пирее, в котором «Оли» одержал минимальную победу (1:0), не обошлось без традиционных для греческих фанатов песнопения, баннеров – и пиротехники. Прямо перед голевой атакой «Оли», которую завершил точным ударом Мэтт Дербишир, женщина-стюард подобрала на беговой дорожке мирно чадащий файер. Вряд ли она могла предположить, что в ту же секунду злополучное средство самовыражения местных ультрас взорвется у нее в руках и изменит ее жизнь кардинальным образом. Госчиновники и блюстители правопорядка после этого инцидента, в котором даме изуродовало кисть руки, будут долго распинаться на тему насилия на стадионах и введении новых правовых норм. Но, как и в России, в Греции люди хоть и горячие, но отходчивые. Пошумев несколько дней, скандал как-то сам по себе затих, разве что в очередной раз убедив всю остальную Европу в том, что с фанатами из этой страны дела лучше не иметь.

Когда между собой играют «Олимпиакос» и «Панатинаикос», вид спорта и место проведения матча значения не имеет. Еще один не самый приятный эпизод битвы непримиримых соперников состоялся во время матча одноименных баскетбольных клубов в июне 2010 года.

Это дерби вполне можно вписать в историю баскетбола как самый долгий в истории матч, длившийся более четырех часов. Афинские фанаты еще до начала четвертого матча финала плей-офф греческой лиги схлестнулись с полицией, пожелав пройти на игру бесплатно, из-за чего стартовый свисток прозвучал на 40 минут позже. Когда действо началось, фаны красно-белых принялись забрасывать скамейку «Пао» монетами, зажигалками и другими хорошо летающими предметами. В третьей четверти главный тренер гостей Желько Обрадович решил прекратить этот балаган и увел команду с паркета в раздевалку. Делегаты и судейская бригада вывели игроков в зал лишь спустя полтора часа, но даже после этого поклонники «Олимпиакоса» не угомонились. В итоге, матч, начавшийся в 22:20 по афинскому времени, завершился в два часа ночи. Правда, слово «завершился» не совсем подходит, так как судьи и делегаты решили остановить встречу за минуту до конца основного времени, когда в сторону скамейки «Пао» полетели горящие файеры. Матч был остановлен при счете 76:69 в пользу гостей, но Афины новоявленные чемпионы покидали не облитые шампанским и с кубком в руках, а под градом мусора и в сопровождении полиции. В последствии греческая федерация баскетбола оштрафовала «Олимпиакос» на 111 тысяч евро.

2011Edit

После победы в февральском дерби 2011 года (2:1) фанаты «Олимпиакоса» на радостях высыпали на поле, дабы продолжить пирушку на газоне, втаптывая ни в чем не повинных футболистов «Пао» в грязь. Расправу предотвратили закаленные в греческих стачках и забастовках полицейские, а Джибриль Сиссе, на тот момент еще форвард «Панатинаикоса», заявил после инцидента, что ноги его в Греции не будет. И ведь уехал! Значит работает система! Греческие фанаты вообще не склонны к толерантности. Если Сиссе еще как-то удавалось избегать постоянного уханья с трибун по причине своей хорошей игры, то Сиднею Гову доставалось по полной. Не удивительно, что оба в итоге Грецию покинули.

Греческие чиновники после этих февральских и провернуть ход с матчем без зрителей, но не тут-то было! Хулиганы моментально вооружились и атаковали офисы Федерации футбола Греции и Греческой Суперлиги, забросав здания взрывпакетами. Несмотря на разбитые стекла, никто не пострадал.

2012Edit

12 января 2012 года в Афинах группа неизвестных на мотоциклах напала на представительство фан-клуба «Олимпиакоса». Ясное дело, что разнести в щепки 5 магазинов и 10 автомобилей абы какие поклонники не могли, и полиция все списала на фанов «Пао». Правда, никаких клубных эмблем и прочих визиток времен расцвета хулиганизма в Англии преступники не оставили. Полицейским не составило труда свести воедино дело о недавнем нападении точно такой же группы неизвестных на штаб-квартиру фан-клуба «Панатинаикоса» в начале зимы. По всей видимости, это была акция возмездия. По счастливой случайности, никто не пострадал.

18 марта 2012 г. матч футбольных клубов был прерван на 82-й минуте при счете 0:1. На этот раз на встрече "официально" не присутствовали болельщики "Олимпиакоса" в связи с политикой Греческой футбольной суперлиги по предотвращению возможных столкновений между фанатами непримиримых команд. По вступившим в силу правилам ультрас гостевых клубов не допускаются на матчи, и сотни фанатов пирейцев, не имеющих при себе билетов, стали провоцировать стычки с представителями органов правопорядка. Беспорядки начались вокруг арены и перекинулись на сам стадион.

В связи с накалившейся обстановкой на стадионе судья несколько раз прерывал ход поединка. Так, начало второго тайма было отложено на 45 минут из-за продолжительных столкновений полиции и фанатов. Хулиганы поджигали сектора на трибунах, бросали в полицейских бутылки с зажигательной смесью, камни и другие предметы. Пожарные машины выезжали прямо на футбольное поле, чтобы потушить пламя на трибунах и на табло стадиона. В перерыве матча стражи порядка вынуждены были применить слезоточивый газ.

После возобновления встречи "Олимпиакос" вышел вперед благодаря точному удару Джамеля Абдуна на 51-й минуте, а с трибун на поле полетели зажигательные снаряды и зажженные файеры. Рефери Анастасио Какос принял решение увести команды с поля за восемь минут до финального свистка, так и недоиграв встречу.

Фанаты "Пао" разозленные решением судьи, подожгли кресла на секторах и схлестнулись с полицией. В итоге пострадало более 20 стражей правопорядка, а число арестов перевалило за 50 человек. Полиция изъяла у фанатов более десятка "коктейлей молотова", дубинки, палки, биты, файеры и два ножа. Органы правопорядка прибегли к помощи пожарных для тушения горящих кресел и разгона толпы водометами.[2][3]

2013Edit

Осенью 2013 здание фан-клуба "Панатинаикоса" под Акрополисом было полностью разрушено от взрыва бомбы, при этом могло погибнуть большое количество людей. 20 машин были разбиты, множество домов потерпели урон. Нет сомнений, что это сделали фанаты "Олимпиакоса". Вот такая здесь специфика. Здесь не тот менталитет, как в Восточной Европе (драки на чистых руках и т.п.), здесь ты сможешь выиграть только используя все подручные средства!

В декабре 2013 была драка в городе Месолонги, когда 150 фанатов "Панатинаикоса" атаковали 15 носов "Олимпиакоса" в их клубе, и в итоге один фанат "Панатинаикоса" оказался в госпитале в тяжелом состоянии, так как был забит палками.

ПримечанияEdit

  1. http://fans-edge.info/grecheskie-protivostoyaniya-futbolnyx-fanatov-chast-2/
  2. http://www.dni.ru/sport/2012/3/19/229649.print.html
  3. http://fanstyle.ru/worldultras/10695-18-03-2012-besporyadki-na-matche-panatinaikos-olimpiakos/ - фото, видео