FANDOM

4 сентября 1953 года на самом большом московском стадионе «Динамо» (лужниковскую арену тогда ещё не построили) проводилась игра между московским «Торпедо» и «Динамо» (Тбилиси). Предпоследний матч чемпионата был решающим в распределении медалей. Если торпедовцы выигрывали или играли вничью, то первое место занимал московский «Спартак», а они получали возможность побиться за бронзу. Если выигрывали тбилисцы, то они в год смерти Сталина становились чемпионами. Так что мотивации у команд было хоть отбавляй. И, понятное дело, на трибунах были не только торпедовские и динамовские болельщики, но и фанаты «Спартака».

Судила встречу бригада ленинградских судей во главе с Петром Беловым. Игра шла жёсткая, иногда даже грубая, причём с обеих сторон. Некоторые решения судьи вызвали резкую реакцию трибун. Зрители посчитали, что он зафиксировал взятие ворот «Торпедо» уже после того, как мяч побывал за лицевой линией, а затем «не заметил» игру тбилисца рукой в своей штрафной площадке.

К концу игры зрители были буквально наэлектризованы. С трибун раздавались уже не отдельные антигрузинские выкрики, а дружное скандирование, в судей полетели камни и бутылки. А после финального свистка несколько сот человек выбежали на поле, в результате чего игрокам и судьям пришлось спасаться бегством. Как вспоминал позже участник этой игры, блестящий форвард «Торпедо» и сборной СССР Валентин Козьмич Иванов, в ноябре 2011 года навсегда ушедший от нас, игроки команды взяли судью в кольцо, увели с поля, а затем спрятали его в душевой комнате своей раздевалки. Когда группа разгневанных болельщиков прорвалась в подтрибунные помещения, требуя выдать им судью, судейская была пуста. А раздевалку тбилисцев вовремя успели взять под охрану вооружённые наряды милиции.

На следующий день главный руководитель отечественного спорта (управление входило в систему Минздрава) Николай Романов издал приказ, который в те времена не публиковался. В нём были такие строчки:

– Ошибки судей т.т. Белова, Ширяева, Кудрявцева вызвали недовольство зрителей. Отдельные хулиганствующие элементы учинили беспорядок на стадионе по окончании состязания.

Дирекция стадиона «Динамо» не обеспечила порядок по окончании футбольной встречи, допустила выход значительной части зрителей на футбольное поле и не могла продолжительное время навести порядок на стадионе после окончания состязания…

А дальше шла резолютивная часть. В ней объявлялось, что матч по апелляции «Торпедо» будет переигран через два дня, а также обращалось внимание МВД на неудовлетворительную работу сотрудников ведомства, которые охраняли порядок на стадионе.

Но приказ опубликован не был. Газета «Советский спорт», равно как и другие средства массовой информации, на следующий день опубликовала сообщение, из которого было совершенно непонятно, что происходило на стадионе:

– Вчера в Москве на стадионе «Динамо» состоялась очередная встреча на первенство страны по футболу между командами мастеров «Торпедо» (Москва) и «Динамо» (Тбилиси). Результат игры опротестован командой «Торпедо». Протест будет рассмотрен Главным управлением по физической культуре и спорту Министерства здравоохранения СССР.

В конце концов игра была переиграна, автозаводцы выиграли 4:1, «Спартак» стал чемпионом, а «Торпедо» – бронзовым призёром первенства СССР. Более или менее подробная информация о событиях 4 сентября 1953 года появилась только в середине девяностых годов.[1]

  1. http://www.ultrasnews.com/2011/12/259/