FANDOM

Одним из самых серьёзных происшествий в советском футболе стали события в Тбилиси 23 июля 1977 года. В 32-градусную жару играли местные динамовцы, занимавшие второе место в первенстве СССР, и чемпион СССР 1972 года команда «Заря» (Ворошиловград). Стадион был полон – пришло более 60 тысяч зрителей, жаждавших победы своих любимцев. В правительственной ложе – всё грузинское руководство во главе с первым секретарём ЦК Компартии Грузии Эдуардом Шеварднадзе. Игра началась, но ни одна из команд не могла добиться успеха. Счёт 0:0. И вот игрок «Динамо» картинно падает в штрафной площадке соперника. Весь стадион вскакивает. Пенальти? Нет, опытный арбитр из Вильнюса Ромуальдас Юшка, кстати, сам бывший футболист, показывает, что можно продолжать игру. Напряжение на поле и на трибунах растёт. А после финального свистка разъярённая толпа грузинских болельщиков (органы внутренних дел оценивали её примерно в пять тысяч человек) прорвала кордоны милиции и вырвалась на футбольное поле. Судейской бригаде и футболистам пришлось спасаться бегством, и они скрылись в хорошо укреплённых подтрибунных помещениях.

Эдуард Шеварднадзе несколько раз выступал по трансляции с просьбой к болельщикам разойтись, но эти призывы не имели успеха. А толпа неистовствовала, ломала деревянные лавки и металлические барьеры, используя их в качестве таранов и оружия против милиционеров. 35 сотрудников милиции получили повреждения различной степени тяжести. Толпой были сожжены машины «скорой помощи» и патрульные милицейские автомобили. Примерно двадцать процентов трибун стадиона после погрома нуждалось в капитальном ремонте.

Толпа осадила помещения, где скрывались судьи и игроки, и до поздней ночи требовала выдать им Ромуальдаса Юшку. К стадиону начали стягиваться дополнительные силы милиции и внутренних войск. А Эдуард Шеварднадзе в сопровождении охранников дважды спускался в самую гущу фанатов с тем, чтобы успокоить болельщиков и уговорить их разойтись. Только через несколько часов большинство болельщиков покинули стадион, а находившиеся в осаде футболисты и судьи были освобождены сотрудниками МВД Грузии.

ЦК КПСС направил в Грузию очередную комиссию, которая занялась выяснением причин столь агрессивного поведения болельщиков. Попутно она обнаружила, что беспорядки в Тбилиси возникали не один раз, хотя и в меньших масштабах. Причём возникали они не только на футбольных матчах, но и на баскетболе, например во время игры местного клуба против ЦСКА.

Организационные выводы были сделаны следующие: Ромуальдас Юшка (комиссия отметила, что он совершенно правильно не назначил пенальти, но вёл игру в целом не очень уверенно) был отстранён от судейства до конца сезона. Правда, потом он продолжил успешную карьеру судьи, проведя полторы сотни игр первенства СССР и 40 международных матчей. ЦК Компартии Грузии сообщил, что ряд футболистов «Динамо», провоцировавших зрителей, были «строго наказаны». Но каким именно было наказание, никто не сообщал. Показателен тот факт, что все они вышли на поле буквально в следующей игре. Не был дисквалифицирован и тбилисский стадион, восстановленный в рекордно короткие сроки.[1]

  1. http://www.ultrasnews.com/2011/12/259/