FANDOM

Встречались московские армейцы и киевские динамовцы. Судил игру арбитр из Риги Эдгар Клавс, решения которого вызывали бурю эмоций на трибунах. Сначала он назначил пенальти в ворота ЦСКА, а когда Валерий Лобановский не забил, дал ему вторую попытку, которую тот реализовал. Уже под конец матча полузащитник ЦСКА Евгений Крылов провёл приём, который футболисты называют «подкат». «Подкатился» он под нападающего киевлян Олега Базилевича, который, правда, уже избавился от мяча, и был немедленно удалён с поля. Вот тогда и выбежали на поле возбуждённые армейские фанаты. Некоторым удалось добраться до судьи и нанести ему несколько ударов. Матч, естественно, был прекращён, а армейцам после «разбора полётов» засчитали поражение. Милиция в этот раз действовала более успешно: несколько десятков человек было задержано. Большинство получили по 15 суток административного ареста, а четверо самых отъявленных хулиганов были осуждены к разным срокам лишения свободы: от двух до шести лет.[1]

В середине второго тайма при счете 1:1 рижский арбитр Эдгар Клавс наказал хозяев одиннадцатиметровым. Удар Лобановского вратарь Коротких отразил. Судья потребовал повторить пенальти, так как еще до удара защитник ЦСКА Дубинский вступил в собственную штрафную (сейчас судьи на такие мелочи внимания не обращают). Со второй попытки Лобановский гол забил.

Зрители, не согласные с решением арбитра, устроили ему обструкцию: оглушительный свист и рев десятков тысяч людей не прерывался ни на секунду. А тем временем на поле началась сеча. Инициаторами ее были хозяева. Тренер армейцев Пинаичев, предчувствуя недоброе, хотел было заменить изрядно утомившегося от непрерывных схваток бойца Крылова на рядового Бровкина, но не успел. Клавс удалил Крылова за удар лежащего на траве киевлянина. Пинаичев тут же выпустил на поле Бровкина вместо Амбарцумяна.

И вот пред зрительские очи предстала такая картина: поле, понурив головы, покидают Крылов и Амбарцумян. Болельщики, решив, что Клавс удалил сразу двух армейцев, высыпали на поле. Быстро разогнав судей и гостей столицы (Клавсу все же досталось. От худшей участи его избавили экстренные меры, предпринятые футболистами ЦСКА), они подняли на руки своих любимцев, словно признавая их моральными победителями.

Верхи на сей раз сделали вид, что намека не поняли, и не пошли навстречу пожеланиям разбушевавшихся трудящихся.

А на состоявшемся через три дня внеочередном заседании президиума Федерации футбола СССР по поводу событий 19 июля было принято обширное постановление с множеством пунктов. Пункт первый касался армейцев: «Учитывая, что команда ЦСКА является «хозяином поля», и основываясь на положении о проведении розыгрыша первенства СССР, а также и на том, что команда не обеспечила должной дисциплины своих футболистов во время игры, что способствовало возбуждению зрителей, засчитать команде ЦСКА поражение, счет забитых и пропущенных мячей аннулировать».

Наконец за срыв матча хулиганствующими зрителями наказали хозяев, что свидетельствовало о несомненном творческом росте работников футбольной федерации.

Пункт второй посвящался персонально Крылову: «Игроку команды ЦСКА т. Крылову за хулиганский поступок и грубую игру запретить участвовать в течение двух лет в официальных соревнованиях по футболу».

Круто! То, что натворил Крылов, на судейском лексиконе формулируется как «удар по ногам без мяча». Реакция арбитров на подобные нарушения непредсказуема. Амплитуда достаточно широка - от нравоучительной беседы на тему: «как надлежит вести себя на поле воспитанному молодому человеку» до изгнания грубияна.

Органы карающие подвергают в случае удаления дисквалификации, как правило, от одного до трех матчей. И вот на тебе - схлопотал парень два года. Все это эмоции. Подвержены им, оказывается, не только играющие и за ними наблюдающие, но и управляющие.

Что же касается не в меру экспансивных наблюдающих, чьи буйства милиция укротила не без труда, то и среди них оказались пострадавшие: несколько человек предстало перед судом.

О случившемся 19 июля ЧП знают футболисты и собравшиеся на трибунах зрители. Воссоздать ход событий мне удалось благодаря архивным документам, рассказам очевидцев и непосредственного участника матча Вячеслава Амбарцумяна. // А.Вартанян[2]

  1. http://www.ultrasnews.com/2011/12/259/
  2. http://www.fanclub-fakel.ru/news/text/1511